24 сентября 1925 года – в Москве состоялась I Советская автомобильная выставка.

Проходила она на территории Центрального парка им. Горького.

Этому событию предшествовало три других – разных по масштабу, но неоценимо важных по значимости.

На параде 7 ноября 1924 года по Красной площади проехал десяток автомобилей, выкрашенных в красный цвет. Это были первые отечественные грузовики – полуторки, изготовленные на заводе АМО. Сразу после парада они совершили пробег по маршруту Москва–Смоленск–Ленинград–Москва.

А летом 1925 года советские автомобили приняли участие в знаменитом автопробеге по маршруту Ленинград–Москва–Тифлис–Москва. В рекордном для того времени пробеге, помимо АМО, принимали участие многие машины, в том числе известнейших мировых фирм – всего полторы сотни единиц техники. Не все прошли отмеренные 4700 км, но это событие имело очень большой международный резонанс. Автопробег широко освещался в отечественной, да и в мировой прессе.

И вот в сентябре техника, выдержавшая столь существенное испытание, предстала перед зрителями. Желающие могли посмотреть грузовики АМО, построенный на его базе автобус на полтора десятка мест, а также первый советский пожарный автомобиль, построенный на Московском заводе пожарной техники.

Машины АМО-Ф-15 отличались надёжностью и проходимостью. Правда, комфорт для водителя оставлял желать лучшего. Они выпускались на протяжении десяти лет, и постоянно совершенствовались. Всего их изготовили в количестве почти 7000 единиц нескольких модификаций.

Насчёт модификаций. На базе этого автомобиля собирали кареты «скорой помощи», передавали в армию, где на них устанавливали прожектора для войск ПВО… Помните открытые автобусы, у пассажиров которых Ося и Киса выплясывали деньги?.. Это тоже одна из модификаций той же основы…

Ещё обращает на себя внимание тот факт, что наши автомобили обходились казне в десять раз дороже аналогичных заморских «фордов». Тут, конечно, можно и пеплом волосы посыпать, но следует вспомнить, что в Штатах машины выпускались конвейерным способом, а у нас – штучно. К тому же в течение некоторого времени какие-то материалы и детали приходилось закупать за рубежом. Полностью отечественной стала только модель АМО-3, которая начала поступать в народное хозяйство только года с 1930-го…

Завод АМО впоследствии прославился под маркой ЗиЛ.

Сегодня этого предприятия уже нет – следуем заповеди великого отечественного «реформатора»: Зачем нам делать что-то своё, если можем продать нефть и купить автомобили!..

…На днях в Москве открылась станция метро с таким названием: «ЗиЛ». Дизайнеры украсили станцию символикой славного автозавода. Поместили портреты известных людей, связанных с отечественным автомобилестроением. Хоть так память сохраняется – и то хорошо.

.

Первое появление автомобилей АМО: https://starodymov.ru/?p=46496

Автопробег: https://starodymov.ru/?p=48285

Генри Форд: https://starodymov.ru/?p=43251