ПРАЗДНИЧНЫЙ БАЛ В НОВОКОСИНО

В минувшие выходные Москва праздновала День города.

В связи с этим на пустыре на улице Новокосинской напротив Суздальского проезда состоялся праздник для детей и взрослых. Я был завязан на внуков, потому всю предложенную программу посмотреть не смог, но в целом мне увиденное понравилось. Хотя, конечно, критические центры мозга оценивали какие-то накладки, но это уж, что и говорить, с моей стороны чистейшей воды придирки.

В рамках праздника желающих катали на фиакре, который тянула меланхоличная белая лошадка. Детвора стояла в очереди, чтобы отчеканить монету, посвящённую празднику.  Работали ещё аттракционы…

Но центральным событием праздника стало костюмированное представление с участием Петра Великого, Екатерины I и Александра Даниловича – именно последний был ведущим и распорядителем бала. Актёр не только объявлял номера, но и попутно рассказывал немало интересного.

Например, рассказал о том, как светские дамы пользовались веерами для передачи сигналов и информации.  Я читал несколько публикаций на эту тему, но и для меня кое-что из рассказанного стало новостью. Рассказал о том, в каком порядке полагалось какие танцы чередовать на балах. Опять же, какие танцы из каких стран припожаловали в Россию…

В общем, много было познавательного.

Но главным событием стали, конечно же, собственно танцы. Дамы в великолепных платьях придворных XVIII столетия танцевали по-настоящему здорово. Точное название коллектива я не запомнил, но он назывался примерно как Студия возрождения придворных балов, или что-то в этом духе. Мужчин в этом коловращении кринолинов оказалось всего несколько – парочка в придворных расшитых камзолах, да парочка в бутафорских доломанах и ментиках лейб-гвардии гусарского полка. Но дамы покорили всех!

Захар несколько раз подходил ко мне, спрашивал, что за мелодия звучит. Особенно на него произвёл впечатление гимн «Славься!» Михаила Глинки, а также Марш Преображенского полка и «Взвейтесь, соколы, орлами!»… Кроме того, он потом допытывался по поводу ещё одной стародавней мелодии ушедшей эпохи, но я его любопытство удовлетворить не смог – менуэт это, полонез, или какая ещё мазурка.

Между прочим, солдатская народная песня «Взвейтесь, соколы, орлами» по официальной версии впервые прозвучала на совместных русско-прусских Калишских манёврах в сентябре 1835 года – так что ей, получается, исполнилось 190 лет. Впрочем, другие музыкальные историки считают, что она лет на двадцать старше, и родилась не то на Кавказской войне, не то на Отечественной, когда воевали против нашествия Наполеона.

Позднее вечером, и на следующее утро мы разговаривали с Захаром, и я ему рассказал о том, что в России несколько раз менялись Государственные гимны, и что «Славься!» был одним из них. По пути рассказал я ему и дал послушать марш «Прощание славянки». И про Преображенский полк рассказал, и почему у солдат этого полка были чулки красного цвета – история произвела на внука впечатление. И все эти мелодии прослушали на компьютере.

Надо же!.. Когда Захар был ещё совсем малюткой, я часто в его присутствии целенаправленно ставил классическую музыку – и вот ведь, оказалось, что и в самом деле это полезно для развития эстетики ребёнка.

Хочется подчеркнуть вот какой факт. Среди участников представления преобладали люди старшего поколения, даже весьма. Я смотрел на них с искренним уважением. Слишком часто мы видим старичков и старушек, которые часами сидят на лавочках и разговаривают ни о чём – как правило, жалуются на жизнь, или перемывают косточки кому-то (от соседа до президента). А здесь я видел людей, которые, несмотря на возраст, не поддаются расслабляющей лености, и продолжают заниматься красивым искусством, получают удовлетворение сами, и радуют нас, зрителей.

.

Классическая музыка для Захара (запись от 2018 года): https://starodymov.ru/?p=27381

Михаил Глинка: https://starodymov.ru/?p=45592