15 сентября 1965 года – умер Степан Злобин,
писатель-фронтовик сложной судьбы.
В своих публикациях о судьбах людей я постоянно отмечаю, что простых судеб не бывает – каждая имеет свои извивы… Но всё же есть некоторые биографии, которые отличаются слишком уж жестокими ударами судьбы. И тем большее уважение вызывают люди, которые, несмотря на то что некие неведомые силы используют их в качестве боксёрских груш, всё же выкарабкиваются из всех передряг и в конечном итоге занимают достойное место.
Как вот человек, о котором пойдёт речь.
Степан Павлович Злобин родился в 1903 году. Родители его были революционерами, а потому, пока они сидели по тюрьмам и кочевали по ссылкам, воспитывался у бабушки. Когда подрос, пошёл по пути родителей, стал революционером, да не к тому политическому лагерю примкнул – стал эсером, за что после победы большевиков подвергался арестам и ссылкам. Переболел тифом, заболел туберкулёзом… Оказался в Уфе. Где заинтересовался историей и фольклором башкир. Написал роман «Салават Юлаев». Удивительно, но роман оказался под запретом, зато его экранизация имела грандиозный успех.
Подробно описывать, как его мотало, не стану, только штрихами: Литературный институт им. Брюсова, арест и Бутырка, из института изгнан, клерк в Госплане Башкирии, редактор детского вещания на радио, руководитель секции исторической литературы в Союзе писателей СССР… Время стояло такое, что зигзаги судеб ставят в тупик!
А тут и война… Степан Злобин записывается в Писательскую роту ополчения… Затем переходит в военную журналистику.
Под Вязьмой попал в плен. Его несколько раз переводят из лагеря в лагерь. Несколько раз изобличают как заключённого, который готовит побег, но серьёзным наказаниям не подвергают. Меня всегда поражало то, что в разных ситуациях за одно и то же прегрешение у разных людей складываются разные судьбы. Нет-нет, я искренне рад, когда человека за подготовку к побегу из гитлеровского лагеря начальство милует, как вот в нашем случае.
После освобождения сотрудники СМЕРШ не находят во фронтовой биографии Злобина крамолы, и он продолжает творческую деятельность.
Степан Злобин по возвращении на Родину написал ещё несколько произведений. Какие-то цензура пропустила, какие-то запретила – для темы о советских военнопленных время ещё не пришло. А вот роман «Степан Разин» настолько понравился Сталину, что он лично вписал имя Злобина в списки награждаемых премией имени себя; и это несмотря на то, что Маленков нашептал: писатель-то из побывавших в плену!.. Насколько я понимаю, эта премия стала последней, списки награждаемых которой составлял и одобрял лично Сталин…
В дальнейшем судьба Степана Злобина вошла в спокойное русло. Он написал автобиографический роман «Пропавшие без вести», в которых поднимал вопрос о военнопленных Великой Отечественной… Последний роман, «Утро века», он завершить не успел.
И упокоился на Новодевичьем кладбище.
.
Писательская рота: https://starodymov.ru/?p=48486
К записи "Память. Степан Злобин: писатель, добившийся признания, несмотря на невзгоды" пока нет комментариев