ХУДОЖНИК С КИТАЙСКИМ УКЛОНОМ

Юбилей отметила в июне Наталья Подопригора – петербургский художник с необычным творческим диапазоном. Она получила диплом архитектора и спустя три года стала героиней документального фильма. В нём она представлена как 25-летняя главный архитектор 25-летнего киргизского города Майли-Сай. По всей стране фильм демонстрировался в качестве журнала перед киносеансами. Но затем, сначала в Чите. А потом в Петербурге стала преподавать традиционную китайскую живопись.

Выбор в пользу китайского искусства был сделан не только в связи с многообещающим потеплением в середине 80-х годов наших отношений с Китаем. Но прежде всего – с репутацией Читы – одного из немногих региональных центров, где китайский язык изучался всегда. Разумеется, пришлось переучиваться и доучиваться, неоднократно посещая Поднебесную. На протяжении 25 лет Наталья Подопригора являлась единственным в стране русским художником, работавшим в историческом для Китая жанре гохуа – акварели на бумаге и шёлке.

Художница принимала участие во многих выставках, как в России, так и за рубежом. Но наиболее ценным для себя считает отзывы пекинцев из числа современных классиков этого жанра. Но это не всё. В памятных 90-х года отдельным направлением её творчества стали акварельные виды Санкт-Петербурга. Их вручали статусным зарубежным гостям в качестве протокольных сувениров.

Увлечение китайской живописью до сих пор остаётся главным в её творчестве. Даже оформление Натальей Подопригора альманаха «История Петербурга. Комарово» выдержано скорее в китайском стиле: привычные пейзажи и интерьеры представлены в необычном ракурсе.

У китайцев есть максима: дружбу между нациями подтверждают «культурные ячейки» одной страны в другой. А творчество Натальи Михайловны этому способствует.

Николай Петров

(«Книжная лавка писателей», СПб, №110)

.

Необходимое дополнение.

Мы с Борисом Подопригорой дружим уже давно – с февраля 1989 года. Сколько раз мы встречались, сколько общались за это время – не счесть. А в последнее время, когда мы стали больше общаться на личностном уровне, рядом с Борисом всегда верным спутником и помощником была Наталья. Но для меня она до поры до времени так и оставалась только женой моего друга. И только постепенно, не сразу я проникся осознанием того, насколько это глубокая творческая личность, насколько она неординарный художник.

И вот эта заметка – именно о ней. Потому я и решил предложить вниманию читателей эту перепечатку.

Иллюстрирующая заметку фотография не имеет к тексту прямого отношения – она сделана позже.

.

Супруги Подопригора: https://starodymov.ru/?p=25150

Чита: https://starodymov.ru/?p=48711

«История Петербурга. Комарово»: https://starodymov.ru/?p=39392