БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ МАЛЫХ НАРОДОВ

(Опубликовано в 2001 году)

Свершилось! Наконец-то и Совет Федерации России вспомнил о существовании в стране коренных малочисленных народов Севера! Вклад их представителей в деятельность законодательных органов субъектов Федерации и выборных органов местного самоуправления недавно напрямую обсуждался за «круглым столом» на Большой Дмитровке.

Конечно же, нельзя сказать, что о болевых точках малочисленных народов на столь высоком уровне никто не говорил раньше. Например, на одном из «круглых столов», состоявшихся в мае, заместитель председателя Комитета по делам Севера и малочисленных народов Ефим Керпельман говорил о социальной необходимости государственной поддержки детей Севера; заместитель губернатора Ямало-Ненецкого АО по энергетике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег Демченко в числе других представителей региона принимал участие в обсуждении перспектив реформы ЖКХ в стране…

Все это так. Вот только проблем нынче в нашей стране столько, что «малочисленным народам» в общем хоре желающих поведать руководству о своей головной боли добиться сольной партии весьма проблематично.

Между тем предметов для обсуждения у них более чем достаточно. Скажем, в Специальном докладе Президенту Российской Федерации «О национальном самочувствии народов России», подготовленном Председателем Совета Ассамблеи народов России Рамазаном Абдулатиповым, говорится, что «хищническое вторжение топливно-энергетического комплекса в природную и культурную среду обитания народов резко ухудшает и без того тяжелое национальное и гражданское самочувствие коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, которых, к слову, насчитывается всего 32… Многие из них оказались на грани вымирания (орков, орочей или негидальцев осталось всего по несколько сот человек – Н.С.)… Для справки: фактически провален Указ Президента «О неотложных мерах по сохранению мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера». Не выполняется закон «О гарантии прав малочисленных народов», который был принят после восьми лет споров и перепалок. Доказала свою неэффективность программа социально-экономического развития малочисленных народов». И далее: «Если к этому добавить непрекращающийся отток населения с Севера, то вырисовывается перспектива создания здесь этнической пустыни».

Впрочем, вернемся к «круглому столу» в Совете Федерации, на котором выступило полтора десятка человек – от Ямала, Якутии, Тувы, Эвенкии и других регионов проживания малочисленных народов Севера. С вступительным словом на нем выступил Председатель Комитета по делам Севера и малочисленных народов Александр Назаров. В частности, он обратил внимание на такую тенденцию: если в составе Верховного Совета было 18 депутатов из числа коренных народов Севера, в Федеральном Собрании первых созывов их не набиралось и десяти, в последних созывах – 3-4, то сейчас ни одного. Политика превратилась в доходный бизнес, который приносит быструю и прибыльную отдачу – и представители малочисленных народов на этом рынке не конкурентоспособны. Лишь в Эвенкийском и Ямало-Ненецком автономных округах законодательные органы возглавляют представители титульных народов.

Вообще вокруг проблемы представительства в выборных органах власти сломано и еще будет ломаться немало копий. Ныне действующее законодательство, по мнению Александра Викторовича, не работает в интересах коренных народов. Он предложил обратиться к мировому опыту в формировании системы взаимоотношения этнических меньшинств страны с государством. Например, в Финляндии существует Шведское народное собрание и Саамский парламент; в Норвегии также действует Саамский парламент; в Швеции работает Сааматинг… Нормы представительства нацменьшинств в высших органах государственной власти существуют в Австрии, Китае, Вьетнаме, Венгрии… Причем, в пропорции они значительно превосходят долю собственно меньшинств в населении страны.

В качестве положительного примера Председатель Комитета привел опыт Ямало-Ненецкого автономного округа. Так, в местном законе о выборах установлены квоты депутатов окружной Думы, представляющих коренные малочисленные народы. Выдвигаться кандидаты могут, в частности, родовыми и национальными общинами.

Об этом, последнем, обстоятельстве наверное, стоит сказать несколько слов дополнительно. Чтобы организовать действенную работу органов местного самоуправления на местах, без учета местных особенностей не обойтись. Опять же в Ямало-Ненецком округе уделяется большое внимание именно общине, как исторически сложившемуся этническому органу территориального самоуправления.

…Чем хороши «круглые столы», которые проходят в Совете Федерации, так это своей демократичностью и терпимостью к мнению и высказываниям других участников. Однако при этом они лишь предоставляют трибуну для желающих высказаться – сделать что-то реальное для решения какого-либо, самого насущного, вопроса они не в состоянии. Так что остается только надеяться, что голос участников обсуждения проблем народов Севера будет-таки услышан людьми, власть предержащими.

Николай Стародымов