27 августа 1985 года – арестован американский шпион Геннадий Сметанин
Офицер ГРУ, сотрудник лиссабонской резидентуры оказался из числа «инициативщиков» – он сам предложил свои услуги американской разведке. Взамен просил исполнить всего два желания: денег и в перспективе жизнь на Западе. Янки не сразу поверили в такую удачу. Сметанина некоторое время проверяли, в том числе на «полиграфе» – не подставной ли он казачок. И только удостоверившись в искренности просителя, приняли его в свои щедрые объятия: выплатили 265 тыс. «зелёных» (хотя он просил миллион) и пообещали в перспективе заморские кущи.
Отрабатывая гонорар и перспективу, Геннадий Александрович за дело взялся активно. Он копировал доступную ему секретную документацию, совал нос в материалы коллег, выспрашивал кто чем занимается. К деятельности привлёк и жену, которая стала ему надёжным помощником – всей душой возжелала разделить с мужем жизнь на чужбине…
Как нетрудно догадаться из саркастического тона публикации, попались супруги довольно быстро. Контрразведка скоро обратила внимание на то, что у четы неведомо откуда появились деньги, что супруги проявляют излишнее любопытство среди коллег, что у Сметанина изменилось поведение… Начал он посещать теннисный закрытый корт, на который посторонним вход запрещён, зато открыт для местной резидентуры ЦРУ… Ну а когда на некоем официальном приёме жена шпиона появилась в дорогом платье, да в бриллиантах…
В общем, Сметанин и его супруга нарушали едва не все заповеди профессионального разведчика.
К тому же в КГБ поступила информация о 25 советских гражданах, работавших на разведку США – её передал Олдрич Эймс, наш агент, который сегодня за шпионаж сидит в Штатах на пожизненном. В числе сданных им – и Сметанин.
А тут случилась поездка в Москву. На встрече с заморским куратором Сметанин высказал пожелание по возвращении из СССР тут же дёрнуть на Запад. Но тут случился облом. Ещё только что милый и обходительный обладатель голливудской улыбки превратился в жёсткого и непререкаемого диктатора. Ты будешь делать не то, что хочешь, а что я тебе скажу! – так можно перевести на общедоступный отповедь американского резидента осмелившемуся иметь желания агенту. И вручил ему очки с ампулой яду, сокрытой в дужке…
В Советском Союзе семью арестовали – не сразу, но скоро. Принять яд шпион то ли не успел, то ли не решился. А напрасно – за шпионаж в СССР карали строго: Сметанин и получил «вышку». Жена отделалась пятью годами…
К записи "Шпионаж. Лучшие друзья – бриллианты?.. Только не для жены шпиона!" пока нет комментариев