Пётр КАПТЕРЕВ

Первая публикация: https://starodymov.ru/?p=48562

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=48572

О моих школьных учителях: https://starodymov.ru/?p=2864

Замечательный отечественный педагог конца XIX – начала ХХ столетий. С большинством из его воззрений невозможно спорить – настолько они логичны и убедительны. Только когда я попытался приложить их к дню сегодняшнему, немного растерялся – бесспорные истины полуторавековой давности как-то непросто вписываются в современную реальность, в которой царят гаджеты в руках «онжеребёнок».

Но по одному пункту у меня полное несогласие с Петром Фёдоровичем. Он считал, что школу следует напрочь отделить от государства. Вот тут (вспомним киноклассику): На это я пойтить не могу!.. Если отдать школу земству (в частные руки и попечительских советов), ничего доброго от этого не получится.

Цитаты приведены из работы Петра Каптерева «Культура и личность как факторы воспитания и познания».

.

Являясь на урок, учитель является как цельная определённая личность, захватывает с собой не один свой ум, знания и метод, но и все другие свойства.

Кто бы спорил!.. Главное – чтобы эти свойства оказались нравственной направленности.

.

Чем сложнее жизнь, тем сложнее воспитание, чем проще среда, в которой вращаются люди, тем проще воспитание.

Пожалуй, что и так. Ибо окружающая социальная среда уже сама по себе воспитывает, и является фактором даже более действенным, чем школа.

.

Прогресс в знаниях и умственном развитии без прогресса в добрых нравах и нравственности есть регресс.

Фраза вроде как правильная и красива… Но только если попытаешься определиться, что есть «прогресс», «регресс», «нравственность», и тут же увязнешь в словоблудии.

.

Образцового урока написать невозможно. Действительно хороший, истинно образцовый урок должен быть задуман и введён применительно к обучаемым детям, к детям данной школы и класса, а не детям вообще.

Бесспорно, вот тут – никаких сомнений!

.

Ученики, равные по успехам и отмеченные одинаковой отметкой, живут неодинаковой внутренней жизнью… Тройка одного ученика может стоить более пятёрки другого.

В этом сомнения нет. Но только на отвлечённом уровне – в аттестате они остаются именно отметками в их цифровом выражении.

.

Человек, всё схватывающий, не делающий напряжений и усилий для приобретения знаний, отучается от … умственной работы.

И тут не поспоришь. Вот тут и нужен рядом умелый наставник, который сумеет заинтересовать ученика чем-то таким, чтобы ум его развивался, не погружался в болотце лени.

.

Утаить впечатление, скрыть в глубине своей души какой-нибудь факт, особенно замечательный, почти невозможно для ребёнка.

Если искренне интересоваться внутренним миром ребёнка, его воззрениями, то пожалуй что и так…

.

Учителям не мешает помнить заповедь «не сотвори себе кумира» из Методики.

Я так понял, что речь идёт о том, чтобы не заводить себе среди учеников любимчика?..

.

Личность учителя в обстановке обучения занимает первое место.

Сомневаюсь. В обучении и воспитании подрастающего человека присутствует единая и неделимая триединая сила: семья, окружающая среда, школа. И выделить из этой троицы какой-то пункт на первое место невозможно. Хотя… Если 100% разделить на три, получится по 33 пункта, и один зависает; так вот я бы его всё же отвёл к семье, к родителям…