22 августа 1945 года – сотрудниками советского СМЕРШ арестован глава государства Маньчжоу-Го Пу И.
Данная моя публикация – не собственно о биографии этого монарха Поднебесной империи, дважды восседавшего на троне государства и дважды с вершины низвергнутого. Речь пойдёт об экранизированной версии его судьбы. И в какой степени они соответствуют друг другу – жизнь реальная и жизнь киношная – сравнивать не считаю нужным.
Это странное для нашего восприятия имя – Пу И – я слышал со школьной поры. И всегда оно предварялось уничижительной характеристикой, содержавшей слова «марионетка», «опереточный», «бутафорский», «послушный», «ставленник» и т.п. И на протяжении длительного времени так и воспринимал: как пустое Пу И, не заслуживающего внимания.
А тут посмотрел недавно китайскую кинокартину «Последний император» – как раз про него. На мой взгляд, режиссура слабовата, но судьба человека, повороты его биографии настолько причудливы, что я не мог оторваться от экрана в ожидании: ну какой выкрутас его ещё ожидает.
Думаю, что нет необходимости уточнять, что события происходят в первой половине ХХ столетия.
Итак, пересказ сюжета фильма, основанного на реальной судьбе реального последнего императора Китая. Предварю рассказ только одним личным замечанием: я видел портреты Пу И, видел кинохронику про него. Кинематографический образ, на мой зрительский взгляд, с реальным не совпадает – ни внешне, ни по харизме. Ну да китайцам виднее.
Со стародавних времён китайский император жил в наглухо отгороженном от внешнего мира т.н. Запретном городе. Снаружи мир менялся социально и в техническом отношении, развивались средства производства и производственные отношения, происходили войны и революции – в Запретном городе всё замерло на уровне Средневековья. Жизнь императора протекала по некогда сложившимся традициям, и власть его оставалась абсолютной, но только в пределах территории, наглухо ограждённой высоченной стеной.
Здесь-то родился мальчик Пу И, и ещё младенцем стал императором Китая. Изначально его воспитывали в китайских традициях. Но потом (непонятно для чего) выписали британского наставника, мудрого и образованного, который, вполне естественно, параллельно оказался и агентом влияния, стремившимся, и небезуспешно, заронить в душу мальчика представления о «западных ценностях». Так мальчик и рос, стал юношей, заимел двух жён – сестричек между собой, в восточной неге, но с мечтами о том, чтобы что-то изменить.
А тут – революция! В Запретный город врываются повстанцы, и юноша вдруг осознал, что социальные перемены – дело чреватое: его увозили через толпу весьма воинственно настроенных революционеров. Благо, его приютили японцы. Он жил себе под их патронажем в своё удовольствие, приятно проводил время в светском обществе, пел на вечеринках (у бывшего монарха оказался приятный голос) – и, как говорится, в ус не дул.
Но японцы имели на этого бонвивана свои планы. На территории оккупированного Китая они провозгласили государство Маньчжоу-Го, и во главе его поставили именно Пу И, как законного наследника короны Поднебесной. Как-то попытался он взбрыкнуться, сделать что-то по-своему, но самураи-кураторы ему быстро и популярно объяснили: парень, хоть ты и числишься императором, но твоё мнение никто не спрашивает: наслаждайся жизнью, и ни во что не вмешивайся!..
Мы все помним, что в августе 1945 года бутафорское государство прекратило существование под ударом Красной армии. Пу И попытался улететь на самолёте, но слишком долго не понимал серьёзности положения: на аэродром высадился советский десант, и экс-правитель оказался в плену. Но недолго: Советский Союз передал знатного пленника китайской власти.
Тут к отставному императору отнеслись довольно снисходительно: его отправили в лагерь «на перевоспитание». Отношение «в зоне» к столь необычному узнику в фильме показано очень интересно. Кто-то его уважает, кто-то и вовсе считает по старинке себя его рабом, кто-то пытается «наезжать», хотя и без «беспредела»…
Но в конце концов власти решили, что узник перевоспитался… Один из чиновников воспитательной системы к нему благоволит, понимая, что человек, в общем-то, ничего особенно плохого не совершил, а просто попал в жернова обстоятельств… Пу И выпускают, и определяют садовником в новом мире, в котором его в новом обличье никто не знает и не помнит.
Ну а тут начинается «культурная революция». И по улице хунвейбины ведут того самого чиновника, проявившего участие к Пу И. Садовник пытается за него заступиться, но безуспешно – и благо, что и сам не попадает под раздачу (во времена революций это делается легко).
Завершается фильм тем, что наш герой приходит во дворец, который некогда принадлежал ему, и в котором в новые времена организован музей… Старик смотрит на тронный зал, в котором некогда восседал, и вспоминает свои юные годы. А нынешний юный пионер, разговаривая со странным престарелым посетителем, понятия не имеет, кто перед ним. И напрашивается мысль: мальчишка, у тебя впереди – целая жизнь, и никто не знает, какие извивы она совершит, и стоящий перед тобой старец может служить нагляднейшим подтверждением тезиса о непредсказуемости того, что день грядущий нам готовит.
Повторю: я не считаю данную картину шедевром кинематографа. Но о скольких вопросах бытия она заставляет задуматься! Сколько вопросов задаёт – как имеющих ответы, так и упирающихся в тупик!
Ну и на самого Пу И предлагает взглянуть иными глазами: не как на абстрактную картинку из книжки про монарха-марионетку, а как на реально жившего человека, которым судьба играла как хотела, не позволяя ему проявить свою волю.
.
Август 1945 года; в войну против Японии вступает Красная армия: https://starodymov.ru/?p=48440
«Культурная революция» и хунвейбины: https://starodymov.ru/?p=37508
Будущее провидеть невозможно: https://starodymov.ru/?p=47203
К записи "Советско-японская война. Арест Пу И, императора государства Маньчжоу-Го" пока нет комментариев