24 июля 1015 года – убит князь Борис Владимирович.

Они с братом Глебом стали первыми на Руси святыми великомучениками.

Первой русской святой стала княгиня Ольга (Елена). Затем канонизирован князь Владимир (Василий), креститель Руси. Они удостоены чина равноапостольных, и отошли в мир иной своей смертью.

О событиях, последовавших сразу за кончиной Владимира Святославича, прочитать довелось немало – и летописных трудов, и церковных, и художественных. Сейчас приведу краткую справку, составленную на основании сборника Вольдемара Балязина «1000 занимательных сюжетов из русской истории». Это не строгое цитирование, а вольный пересказ.

После смерти сына Святослава – Владимира Святославича, последовавшей в 1015 году, киевский престол занял его старший сын Святополк, впоследствии прозванный Окаянным. Не желая делить землю и власть с братьями, он решил перебить их всех поодиночке.

Насчёт «их всех» автор, думаю, немного погорячился.

Дело в том, что у Владимира было примерно 25 детей от примерно семи жён, из которых тринадцать – сыновей. Самый старший умер раньше отца. За ним по старшинству следовал Святополк, которого Владимир признал своим, хотя с его происхождением имеются вопросы. На тот момент, помимо Бориса и Глеба, живыми оставались ещё четверо или пятеро сыновей Владимира, и, право, не думаю, что Святополк и впрямь собирался по одному их всех извести. Тут причина в другом: Борис и Глеб были сыновьями Владимира от греческой (константинопольской) царевны. А потому за ними стояла вся мощь Византийской империи. Потому Святополк опасался именно их, решив, что с остальными братьями сможет решить вопрос наследования великого княжения миром – его старшинство не вызывало сомнения. Полагаю, что причина братоубийства именно в этом!

Первой жертвой стал Борис, который с дружиной возвращался из похода на печенегов.

Подосланные Святополком убийцы ночью подобрались к шатру Бориса и пронзили его копьём сквозь полог шатра, когда Борис, сотворив молитву, лёг в постель. Затем, ещё живого, завернули в шатёр и привезли к Святополку. Тот велел двум варягами прикончить брата.

Так же предательски был убит и Глеб, плывший в Киев по Днепру, надеясь застать в живых больного отца.

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми великомучениками. Правда, их причисление к лику святых произошло не сразу. Понадобилось более полувека, чтобы такое признание состоялось. Константинопольский патриарх Иоанн VIII Ксифилин, юрист и литератор, приближённый императора Константина Мономаха, совершил этот акт лишь в 1071 году.

Характерно, что помимо Бориса и Глеба убийцы погубили ещё одного сына Владимира, Святослава Древлянского, но его Церковь не канонизировала, потому что матерью его была не то чешская, не то богемская княжна.

Ну и ещё реплика в завершение… В Житии Борис и Глеба живописуется, как братья молились, что думали, как плакали, как возвышенно и безропотно принимали свою судьбу… Право, не вяжется это как-то с образом князей Древней Руси: такие мямли попросту не смогли бы править княжествами и водить дружины против внешних врагов… Святость – это всё же не безропотность.

.

Княгиня Ольга: https://starodymov.ru/?p=34461

Владимир Святославич: https://starodymov.ru/?p=48238