ЛЕБЕДИНАЯ ПЕСНЯ ЛЕБЕДИНЫХ БРАТЬЕВ?

А на лодке в дом вам вплывать не доводилось? Нет, не в период разрушительного паводка – чтобы жилище-карамо специально было так построено: с реки сразу попасть под крышу, а из лодки-ронтык оказаться в комнате, у жаркого очага-шонгаль… Добытую рыбу сразу разделать, да и на зиму заквасить с местной ягодой в специальной яме… Ну а потом надеть одежду из крапивьего волокна и отправиться на охоту на медведя с большим, в рост человека, тугим луком-ыдде, на который тетиву натянуть могут лишь четверо здоровенных мужчин, и копьем чури-квезе, прихватив с собой в качестве провианта мешочек с толченой в муку сушеной рыбы – порс

Было это все, было, и не так уж давно. Именно так жили селькупы, небольшой народ самодийской группы, и поныне обитающий в низовьях реки Обь.

В Государственном докладе «О положении детей в Российской Федерации. 2000 год», подготовленном Министерством труда и социального развития, селькупы стоят первыми в числе малочисленных народов, в которых происходит угрожающее сокращение числа людей. На 1999 год их оставалось всего-то 3612 человек – и вряд ли с тех пор в низовьях Оби произошел демографический взрыв.

Выдающийся этнограф Лев Гумилев утверждал, что новый этнос рождается только в результате слияния двух и более «родительских» народов. В лице селькупов эта теория находит яркое подтверждение: их культура сформировалась в первом тысячелетии нашей эры в результате мирного слияния оседлого населения Зауралья и Северо-Западной Сибири с пришлыми лесными племенами. Да и само по себе самоназвание их означает «таежный человек».

Русские познакомились с селькупами в XVI веке и назвали их Пегой ордой или пегими людьми – свою зимнюю одежду конспорга они любили украшать кусочками меха разного цвета. Во главе их в то время стоял вождь («князец») Воня. В состав России народ вошел после основания Нарыма в 1595 году. Селиться здесь стали казаки, служилые люди, беглые крестьяне, ну а позднее, как нетрудно догадаться, под крепким караулом потянулись сюда команды ссыльных…

В результате контакты между пришлыми русскими и коренными селькупами становились все более тесными. Жили дружно, помогали друг другу, обменивались знаниями и навыками. Одним из следствий этого процесса стало то, что в крае стала бурно развиваться пушная охота, в частности на белку – в сезон за ней выходили семьями, добывая до 20 штук в день и даже более. Дело дошло до того, что в XIX веке основной меновой единицей в крае стала сарум - связка из 10 беличьих шкурок. Более того, именно это слово в селькупском языке вошло в состав всех числительных, означающих десятки, а ноябрь называется «беличьим» месяцем… Другим «продуктом» межэтнических контактов стало развитие в регионе сельского хозяйства: для жителя умеренной полосы будет, наверное, странно слышать, что в низовьях Оби еще более ста лет назад начали выращивать картофель, помидоры, капусту и другие овощи.

Впрочем, процесс ассимиляции культур редко обходиться без каких-либо потерь. Так случилось и здесь. Приобщение к русской культуре для северного народа сослужило не только добрую службу. Скажем, нынче селькупский язык считают родным меньше половины представителей этого народа. В регионе мало педагогов, знающих родной язык, не хватает учебников, словарей.

Несмотря на проведенную в XVII-XVIII веках христианизацию края, у селькупов еще долго сохранялась вера в древних богов и духов. Структура мира в их представлении состоит из трех уровней: Верхнего, Среднего и Нижнего. Посредниками для общения между ними являются шаманы. Само по себе слово «шаман» в нашем представлении ассоциируется с темным, ограниченным, примитивным шарлатанством… Что ж, наверное, бывали и такие. Однако нельзя забывать, что на протяжение веков именно шаманы были в этих краях единственными врачевателями, оказывали соплеменникам психологическую помощь, являлись носителями и хранителями традиций, сокровенных знаний, культуры, олицетворяли в своем лице единство человека, природы и высших сил…

Активная нефтедобыча грубо вторглась в привычный быт селькупов. Как в свое время в Англии «овцы съели людей», здесь с людьми начали расправляться нефтяные вышки. Традиционное природопользование оказалось нарушенным, молодежь потянулась в поселки и райцентры, утрачиваются национальные традиции, безнадежно рвется связь поколений. Еще один народ оказался на грани того, чтобы растерять свою самобытность, раствориться среди других, напрочь исчезнуть с богатейшей палитры этнического разнообразия нашей родины.

Впрочем, не будем заканчивать на столь минорной ноте. В 1998 году в Ямало-Ненецком автономной округе разработана и заложена в окружной бюджет программа «Сохранение этноса селькупов и обеспечение трудозанятости коренных малочисленных народов севера Красноселькупского района на 1999-2003 гг.». И эта программа уже начала действовать.

…Как и у всех народов, не потерявших окончательно свою связь с природой, селькупы видят в живых существах своих братьев. Особенно трепетно они относятся к лебедям. И каждую весну, когда эти величественные птицы возвращаются с теплого юга, «таежные люди» встречают их подражательным клекотом и словами: «Наши братья прилетели!».

Так пусть же они встречаются так каждую весну – прекрасные птицы и люди, которые считают себя их братьями!

Николай Стародымов