НАТАЛИЯ КОМАРОВА:

«ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ – ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЯМАЛЬЦЕВ»

Курьезы журналисткой профессии: мы сумели взять интервью у первого заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Наталии Комаровой вопреки всем объективно существовавшим обстоятельствам. В то утро Наталия Владимировна от имени губернатора вручала приветственное письмо в честь юбилея ветерану журналистики региона, награжденной медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени Алле Тарасевич; спешила на селекторное совещание; потом ее ждал радиоэфир – и все это не считая бумаг и текущих дел… А тут еще и мы через пресс-группу просимся со своими вопросами…

Однако перехватили-таки ее в коридоре администрации – и тут уж ей некуда было деваться от представителей назойливой прессы. Впрочем, судя по всему, и Наталия Владимировна понимает, что вопросы журналист ей задает от лица многотысячной, а то миллионной аудитории. Разговор длился целых 627 секунд, а она начала выразительно переминаться и поглядывать в сторону лестницы, где ее ждали люди лишь на девятой минуте.

- Наталия Владимировна, мы только что присутствовали на торжестве, посвященном юбилею писательницы, публициста и радиожурналиста округа, под голос которой, как здесь говорят, просыпалось не одно поколение салихардцев, Аллы Ивановны Тарасевич. И вопрос напрашивается самый наибанальнейший: так в чем же главное богатство края?

- Разумеется в людях! Во время встречи Алла Ивановна едва не прослезилась: ради одного человека – и столько внимания. А я ей отвечаю: ну а как же иначе? По заслугам и честь! Так что мне ничего не остается, как только повторить вашу же банальность: богатство Ямала и в самом деле в первую очередь в его людях. И еще добавлю: благожелательность нашего народа – это карточка Ямала.

- Извините, но второй банальный вопрос: женщина во власти – это трудно? Вы уже были мэром Нового Уренгоя, занимали другие руководящие должности… И как: строить мужчин вам было труднее или проще, чем вашим коллегам, образно говоря, в брюках?

- Женщиной во власти быть ничуть не труднее, чем мужчине. Я очень уважительно отношусь к мужчинам. И строить их я никогда не стремилась. Ведь важно не то, кто как построится – важно, чтобы независимо от пола, каждый человек должен иметь возможность самовыразиться в выполнении своих задумок в выполнении своих обязанностей, а власть не только не должна ему в этом мешать, но должна всячески поддерживать. И тогда потребность в том, чтобы их строить, отпадала сама собой.

- Самые глобальные проблемы, стоящие перед краем?

- Ох! (Смеется, правда, не слишком весело. Хотя и не обреченно). Главное: дать возможность людям, которые здесь живут, жить так, как они того достойны. Ведь человек не стоит на месте, он развивается, соответственно, растут его потребности, повышается качество его нужд, которые власть вновь и вновь должна решать. Это нескончаемый процесс.

- Насколько я знаю, в настоящее время в регионе бюджет имеет в основном социальную направленность…

- Да, бюджетная политика – это отражение той политики, которую осуществляет власть. И если губернатор заявляет о том, что он проводит социально направленную политику, естественно, в бюджет закладываются те же показатели, те же критерии.

- Насколько можно понять, основными источниками поступления доходов в местный бюджет являются предприятия добывающих отраслей промышленности. Ну и как, не возникает иной раз разногласий по части денежных отчислений между структурами-монополистами и местной казной?

- Вы знаете, ничего, требующего революции, нет. Вполне спокойно строим партнерские отношения, отвечающие интересам обеих сторон, возникающие недоразумения разрешаем в рабочем порядке… Нет, разногласий нет!

- Наталия Владимировна, а что такое синдром Севера? Ведь люди и сейчас отсюда не хотят уезжать, несмотря на то, что пресловутый «длинный рубль» давно кончился? Что же тут сформировалась некая новая национальность – северянин?

- Вы задали очень сложный вопрос… В первую очередь речь идет о среде, в которой сформировался этот человек. Ведь здесь, на Севере, задержалась та часть людей, которые раньше заложили базу нынешнего газового и нефтяного могущества страны, которые сформировались и состоялись как личности и как специалисты именно здесь. Понятно, что этому социальному пласту людей порвать с местными условиями жизни очень тяжело – особенно сейчас, когда в ряде регионов России жизнь не урегулировалась. Люди просто сомневаются, что на новом месте их детям будет так же надежно, так же по-родному, как Ямале. Это немаловажный фактор. Но с другой стороны, согласитесь, любой синдром сам по себе имеет как положительный, так и отрицательный окрас. Чем ровнее будет ситуация в стране в целом, тем менее болезненно будет проявление этого синдрома Севера.

- Но ведь у вас молодежный регион.

- Конечно. Но при этом нельзя не учитывать климатические, географические особенности нашего региона. Не секрет, что в наших краях намного труднее планировать и организовывать молодежный досуг. С другой стороны, опять же не секрет, в наших краях высокая рождаемость и высокий процент молодых семей… Поэтому, чтобы удерживать здесь молодежь, необходимо дать ей возможность для самовыражения. Молодежи мало продекларировать, что, мол, за вами будущее. Нужно дать им возможность реально понять, прочувствовать это утверждение! Прочувствовать через поступки, через конкретные дела… Причем, дать такую возможность уже на уровне взрослого человека, способного отвечать за свои действия перед матерью и отцом, перед старшим поколением, перед собственными детьми… Я искренне стараюсь помочь им в этом, и причем отнюдь не только потому, что я отвечаю в правительстве края за социальный блок проблем.

- Не секрет, что в регионе не все в порядке и с вопросами здравоохранения, особенно в отношение коренных народов…

- Как и во всей Российской Федерации – здравоохранение требует большого вмешательства государства. Только в наших краях привносится дополнительный фактор: крайне дискомфортный климат. Мы привыкли за праздничным столом уговаривать друг друга быть здоровыми… Что ж, хорошо, что мы к этому пришли хотя бы на уровне заклинания – хотя это, к сожалению, не слишком серьезно. Мы забываем, что здоровье – это та основа, которая нам дана, чтобы реализовать себя… Необходимо, чтобы на государственном уровне осознали необходимость особого подхода к здоровью людей, которые годами трудятся в экстремальных условиях. К сожалению, такого понимая нет. Медицинских работников не хватает, особенно в сельских районах и особенно узких специалистов… Мы возвращаемся к низкой заработной плате, к жилищной проблеме, причем, не только медицинских работников… Да и вообще, о каких бы еще проблемах мы с вами ни говорили, мы все равно вернемся к людям, к их здоровью, к удовлетворению их самых жизненных потребностей: жилье, коммунальные услуги, зарплата, детские учреждения…

Николай Стародымов