Июнь-1815:

Сто дней Наполеона:

лебединая песня самопровозглашённого императора

Предыдущая публикация: https://starodymov.ru/?p=47476

.

10 июня 1815 годаНаполеон понял, что дальше медлить нельзя, и принял решение выступить в новый поход против всей Европы.

Нет, я понимаю, конечно, амбиции, и что это Наполеон, и не дело отставному императору труса праздновать… Я-то из дня нынешнего с дивана всё понимаю!.. Всё, кроме одного: как сам Бонапарт не мог понять, что его не оправившаяся после предыдущей войны страна не сможет в одиночку противостоять возродившейся общеевропейской коалиции новой формации! Ну ему-то, профессиональному воителю, не знать такого понятия, как «соотношение военных потенциалов»!..

У Наполеона под ружьём насчитывалось менее двухсот тысяч войска, и при этом лишь 120 тыс. имели какой-то военный опыт. А против него срочно формировалась почти миллионная общеевропейская армия!.. И это – без Русской, которая оставалась ещё далеко.

Нет сомнения, что европейские монархи даже теперь, после этой авантюрной выходки, приняли бы отставку своего самозванного коллеги, хотя и отправили бы его теперь куда подальше, на тот же остров Св. Елены… Но Бонапарт сохранил бы сколько жизней, в первую очередь поверивших ему соотечественников!.. Он, опытный и битый полководец, он-то не мог не понимать, что у него нет даже гипотетических шансов победить в этом походе!.. Даже если бы ему удалось одержать верх в одной первичной отдельно взятой баталии, у него не хватило бы людских ресурсов для дальнейшего похода.

Как оно на практике и случилось.

Однако это только рассуждения историка-любителя. В реальности мы знаем, что именно 10 июня Наполеон обрёк на смерть тысячи и тысячи людей, решив выступать в поход.

.

14 июня 1815 года – Наполеон во главе своего войска выступил на Бельгию.

Почему именно туда?.. По всей видимости, в первую очередь по той причине, что в эту страну сбежал вторично свергнутый Людовик XVIII. Ну а потом, второе допущение, он счёл, что именно здесь ему удастся одержать первую победу – он решил разбивать противника по частям, пока противостоявшие ему армии не успели объединиться, организоваться и выработать совместный план действий.

Следующий день можно считать началом войны – войско Наполеона перешла пограничную реку Самбре.

В тот же день против Сардинского королевства выступила армия, которую вёл маршал Луи-Габриэль Сюше, полководец, которого Наполеон высоко ценил, и которому доверял действовать на самостоятельных направлениях.

.

15 июня 1815 года – от Наполеона сбежал генерал Луи де Бурмон.

По большому счёту, событие не бог весть какое – на войне предательства случаются нередко, а уж в той неразберихе, что творилось во время Ста дней, и подавно. В описываемую пору переход военачальников от одного правителя к другому пусть и не приветствовался, но как-то и не слишком осуждался. Тут как-то двояко получается: с одной стороны вроде как предательство – оно и есть предательство, а с другой – собственно война ещё не началась… А оставаться в войске, которое, по мнению генерала, обречено на поражение, и во главе которого стоит потерявший представление о реальности авантюрист…

В общем, и осуждать генерала можно, и понять тоже.

Но я упомянул об этом событии с единственной целью: обратить внимание читателей на данного конкретного персонажа с весьма противоречивой репутацией. С одной стороны, в многочисленных сражениях, в которых он участвовал, зарекомендовал себя отважным человеком, весьма небесталанным полководцем – и при этом весьма гнусным типом, который столько раз изменял сюзеренам и принципам, перебегал из одного лагеря в другой, что попробуй ещё отследить все метаморфозы этого политического хамелеона. И вот ведь парадокс: при такой сомнительной репутации его вновь и вновь принимали на службу монархи разных стран, надеясь, по всей видимости, что уж ему-то воинственный проныра станет служить верой и правдой.

Единственный человек, который решительно и с презрением отверг услуги Бурмона, назвал предателем и прогнал прочь, стал прусский командующий фельдмаршал Гебхард Блюхер, к которому перебежчик явился через несколько дней после упомянутого побега.

.

16 июня 1815 года – Наполеон одержал победу в локальном сражении при Линьи (Бельгия).

Как оказалось, это стало его последней победой в богатой военной биографии. Однако её можно считать по-настоящему значимой, потому что Бонапарту удалось одержать верх над прусской армией фельдмаршала Гебхарда Блюхера, которого я считаю самым талантливым полководцем среди всех военачальников Антинаполоновской коалиции.

В тот же день состоялась битва при Катр-Бра, в которой наполеоновский маршал Мишель Ней, под которым было убито пять лошадей, удержал герцога Артура Веллингтона от того, чтобы британский военачальник повёл свою рать на помощь Блюхеру. Сражение окончилось без чьей-либо победы, однако, думается, если бы не она, то мы сегодня помнили не Ватерлоо, а именно Линьи. А так судьба подарила обречённому императору ещё два дня триумфа…

.

18 июня 1815 года – битва при Ватерлоо.

Рассказывать о ней не стану по вполне понятной причине: её ход и исход всем известны. Отмечу только, что Наполеон накануне допустил серьёзную ошибку: он отправил своего верного маршала Эммануэля Груши блокировать отступившего Блюхера, но не сообщил подчинённому, куда направляется с войском сам – о причинах такой секретности или забывчивости можно только догадываться. В результате Груши с сильным боеспособным корпусом оказался вдали от поля сражения.

Впрочем, повторю уже сказанное: сражение при Ватерлоо уже ничего не могло изменить в судьбе битого императора – даже в случае победы у него под знамёнами оставалось бы слишком мало сил.

Между прочим, название сражения не соответствует реальности. Собственно битва происходила рядом с другими населёнными пунктами. А в истории сохранилось слово Ватерлоо, которое обрело значение нарицательного. И так случается…

Узнав об этом поражении, Сюше предложил австрийцам перемирие, а когда предложение не было принято, начал отвод войск из Сардинии.

.

19 июня 1815 года – маршалы и другие командиры пытались удержать Наполеона при армии, считая, что только его присутствие оставляет какую-то надежду на дальнейший успех.

Однако Бонапарт оставил армию и помчался в Париж, опасаясь, что в его отсутствие в столице произойдёт переворот и его лишат власти. Вспомним, что это третий случай в его биографии, когда он бросил обречённую армию: первый раз это случилось в Египте, второй – после Березины…

.

20 июня 1815 года – Наполеон примчался в Париж, провёл заседание правительства и потребовал себе диктаторских полномочий.

Что и говорить: в тот момент в таком варианте резон имелся. Только для диктатуры требуется реальная военная сила, а также государственный аппарат, на который можно опереться. У Бонапарта этих опор уже не осталось. Армия осталась далеко, а парламент оказался настроенным против него

.

21 июня 1815 года – состоялось экстренное заседание Палаты представителей Франции.

С программным заявлением выступил маркиз Жильбер де Лафайетт, который предложил парламентариям взять на себя власть, вооружить Парижскую Национальную гвардию и готовиться к отражению наступления войск коалиции. Ну а членам наполеоновского правительства явиться на заседание Палаты Представителей и отчитаться о своей деятельности и планах. С некоторыми поправками декларация получила одобрение. После чего передана на одобрение в Палату пэров, где её тотчас приняли.

Узнав об этом решении взбешённый Наполеон изрёк очередной афоризм: «Мне следовало их разогнать до отъезда». Что тут сказать?.. Разве что попытаться перевести на французский наш афоризм: «Поздно пить боржоми, когда почти уже выпали»… Наверное, некий аналог у галлов имеется.

Пересказывать события того невероятно насыщенного дня пришлось бы долго. Кто-то из депутатов сформулировал общее мнение парламента:

– Европа объявила войну только Наполеону. Только один человек стоит между нацией и всем миром. Пусть он скажет своё слово – и нация будет спасена.

Сколько же подобных случаев знает история, когда по вине одного человека целые нации оказываются перед пропастью!

В 23 часа Лафайетт выступил с предложением из двух пунктов: низложение Наполеона, создание комиссии для переговоров с командованием войск коалиции. Резолюцию приняли безоговорочно.

.

21 июня 1815 года – британские и прусские войска перешли границу и вступили в пределы Франции.

.

22 июня 1815 года – Наполеон попытался тянуть время, в то время как парламент настаивал на решительных действиях.

Считается, что Наполеон мог найти поддержку у рабочего класса, что он мог поднять трудовые окраины, которые с удовольствием разогнали бы парламент… Однако император этого не сделал, по всей видимости, народного бунта он боялся больше аристократии и буржуазии.

Как бы то ни было, когда к нему пришла делегация решительно настроенных парламентариев, Бонапарт согласился на вторичное отречение от престола в пользу своего сына, Наполеона II.

Узнав об этом, члены Палаты представителей раскололись на партии, тут же развязавшие дебаты: признавать Наполеона II, провозглашать республику или же приглашать назад Людовика XVIII.

.

23 июня 1815 года – в Париже началось формирование Временного правительства.

После дебатов и голосования в несколько туров, председателем Временного правительства избран Жозеф Фуше.

.

24 июня 1815 года – Временное правительство объявило об отречении Наполеона «ради мира».

.

25 июня 1815 года – Наполеон выехал из Парижа.

В тот же день он выпустил прокламацию – обращение к армии, в котором предлагал войскам продолжать сражаться. Да-да, именно так: не прекратить сопротивление и вернуться в казармы, а продолжать войну, которую сам развязал и от которой теперь уезжал…

.

26 июня 1815 года – Палата представителей объявила о низложении Наполеона II.

.

29 июня 1815 года – Временное правительство обратилось к лидерам Антинаполеоновской коалиции с просьбой выдать Наполеону паспорт с правом выехать в Америку, а также гарантии безопасности.

Веллингтон и Блюхер в этом отказали, сославшись на отсутствие от своих правительств соответствующих полномочий.

Более того, узнав о том, где конкретно в данный момент находится Наполеон, маршал Блюхер отправил туда сильный отряд, чтобы арестовать Бонапарта, однако сделать это не удалось. Сам же Бонапарт в это время в сопровождении нескольких верных соратников отправился в порт Рошфор, откуда рассчитывал выбраться в Новый Свет, где надеялся укрыться от общеевропейского гнева.