21 апреля 1735 года – родился Иван Кулибин,

знаменитый русский изобретатель.

Наверное, на этом просто можно было бы поставить точку. Даже самый отпетый двоечник России слыхал эту фамилию, и знает, что этот гениальный механик является гордостью нашего Отечества.

(В каком-то американском фильме про вернувшегося из тюрьмы механика-неудачника его дочь называет отца иронически Кулибиным. Уж если в штатовском кино вспоминают нашего великого соотечественника!..).

См.: https://starodymov.ru/?p=27581

В одной из своих публикаций, выставленных на дзене, я выразил восхищение научными изысканиями британского средневекового учёного Роджера Бэкона. И получил критическую реплику: мол, а разве подобного же панегирика не достоин наш Кулибин?.. И вот пришла пора немного поговорить и об этом человеке.

См.: https://starodymov.ru/?p=45660

Иван Кулибин родился 21 апреля 1735 года. Его жизнь и деятельность показали, что пиплу важнее блеск мишуры и аттракционов, чем подлинные достижения науки и техники. Даже если этот пипл из высокородных. Он создал карманные музыкальные часы с несколькими мелодиями, а также с крохотными движущимися фигурками, изображавшими театр. Он разработал одноарочный мост черед Неву, и первым в мире предварительно построил модель его, чтобы провести предварительные испытания конструкции. Он построил прожектор с отражателем из множества крохотных зеркал. Его речное судно «водоход» могло двигаться против течения. Он придумал педальный экипаж…

Увы, ничего это особо не заинтересовало современников. Он умел делать механические игрушки и устраивать необычные фейерверки – вот это и пользовалось спросом. Эх, Россия, Россия!..

Ну и ещё… Кулибин был женат трижды. При этом в третий раз женился в возрасте 68 лет, и эта жена родила ему ещё троих деток – всего у него детей было, если не ошибаюсь, девять.

В Нижнем Новгороде этому выдающемуся человеку стоит весьма оригинальный (по-хорошему) памятник.

.

Изобретения Ивана Кулибина:

.

Механические протезы для инвалидов, потерявших на войне руку или ногу.

Это изобретение датируется 1791 годом, т.е. задолго до появления в Европе. Есть все основания полагать, что идею у Кулибина попросту слямзили… Сколько таких идей ушло на Запад по причине того, что их своевременно не запатентовали!..

.

Устройство для того, чтобы в пруду вода постоянно обновлялась и не застаивалась.

.

Упомянутые выше часы имели свою историю. Нижегородский купец Михаил Костромин спонсировал изготовление удивительного хронометра. Во время путешествия Екатерины II по Волге купец как-то сумел пробиться на приём к Григорию Орлову, показал диковинку, который, в свою очередь показал её императрице. Ну а «матушка» уже пригласила смышлёного юношу на приём.

Карманные часы имели размер гусиного яйца, исполняли кантату в честь императрицы, отбивали часы, и в установленное время показывали крохотное изображение храма.

Екатерина пришла в восторг и пожаловала Кулибину тысячу рублей. А также назначила начальником Механической мастерской при Академии наук. И дозволила не брить бороду и появляться при дворе в простонародном платье – судя по всему, она его выставляла тоже как своего рода диковинку. При дворе они искренне презирали друг друга – вельможи и Кулибин.

.

Приспособление для открывания расположенных высоко форточек и фрамуг, которое в ходу по сей день.

.

Опять же, выше упоминался прожектор, свет которого можно было увидеть на расстоянии 24 вёрст… Поначалу его использовали в качестве маяка – ориентирую интересующихся на Музей маячного дела, что близ Кронштадта. А впоследствии прожектор использовали в качестве светового телеграфа.

.

В Зимнем дворце Кулибин построил лифт, который поднимал и опускал престарелую императрицу с одного этажа на другой. Правда, приводили в действие лифт крепостные…

.

Опять же, упомянутый выше мост через Неву оказался бы невероятно дорогостоящим… Но тут уж речь идёт не о его стоимости, а об инженерном решении проекта.

.

Педальная «самобеглая коляска» практического применения не нашла. А впервые я прочитал о такой, конечно же, без упоминания имени нашего гения, в фантастической повести «Операция «Венера», где описана Земля далёкого будущего, в котором человечество исчерпали все ресурсы, и даже самые состоятельные люди вынуждены пользоваться педальными кэбами.

Впрочем, существует версия, что и сам Кулибин позаимствовал идею, а автором её является простой крестьянин по фамилии Леонтий Шамшуренков.

.

Прочитал я полемику в Сети по поводу целесообразности «водохода» – судна, способного подниматься против течения без задействования бурлацкой силы. Кто-то считает изобретение никчёмным, кто-то перспективным… На мой взгляд, ключевым словом тут является слово «изобрёл», что само по себя является достижением. А сумели его использовать современники, или оставили «на потом», это уже вторично.

.

Ну а вот в чём не преуспел наш гений, так это в создании «вечного двигателя». Тут он потерпел фиаско…