14 февраля 1855 года – родился Всеволод Гаршин,

русский писатель и критик, человек трагической судьбы.

Он родился в имении с трогательным названием «Приятная долина». Только вот в реальности прожил всего 33 года, и умер потому, что больше не захотел жить. А уж о том, в какой степени повинен в том, что судьба этого неординарного человека сложилась столь трагически, можно судить по-разному.

Отец писателя служил в офицерских чинах. А мать… Мать могла бы служить ярким примером утверждения, насколько одни и те же поступки человека могут выглядеть по-разному в зависимости от того, кто под каким углом на них смотрит, и кто как описывает…

Как велось в середине XIX столетия, у Всеволода и его брата имелся домашний воспитатель. По всей видимости, его пригласила именно мать – весьма эмансипированная дама, которых со временем стало принято называть «шестидесятницами», владевшая несколькими иностранными языками, много читавшая, и в довершение ко всему интересовавшаяся политикой… Ну и «воспитатель» оказался революционером – в период правления либерального Александра II их расплодилось в изобилии… Они вместе и отправились в ссылку – «воспитатель» по решению суда, а очарованная им мать решила уподобиться декабристке…

Не станем морализаторствовать. Политические убеждения, любовь, супружеский долг, долг матери, самопожертвование… О соотношении этих слагаемых можно рассуждать и оценивать сколько угодно…

Только юного Всеволода не интересовала философская составляющая случившегося – он очень нежно любил мать. Можно сказать, что её уход стал для юноши первым толчком по направлению к роковому лестничному пролёту, в который он в конце концов бросится.

Показательно, что и двое его братьев тоже покончили с собой. Что это?.. Генетика?..

Сам Гаршин в своём творчестве он не раз обращался к проблеме «падшей женщины», и её положении в обществе.

Какая же это сложная и непостижимая тема, друзья мои! И насколько она трансформировалась за минувшие полтора века!.. Правда же?.. Эмансипация – сколько угодно можно рассуждать о том, какого начала больше она принесла в общество: созидательного или разрушительного… И у сторонников каждой точки зрения найдётся множество аргументов pro et contra…

Но вернёмся к нашему герою.

А потом Всеволод отправляется добровольцем на Русско-турецкую войну, в результате которой Болгария обрела свободу. Там вольноопределяющийся Гаршин получает ранение…

Дальше он занимается творчеством. Все произведения Гаршина пронизаны мучительными раздумьями по самым разным вопросам: о бессмысленности войны, об ответственности дворянства перед народом, о социальной несправедливости, которая в условиях нарождавшегося капитализма, по его мнению, не исчезала, а только переходила в иную ипостась… Современники Всеволода Михайловича называли «гением жалости и сострадания».

В какой-то степени Гаршина можно назвать предтечей Чехова – Всеволод Михайлович едва ли не первым ввёл в отечественную литературу жанр новеллы. Достоевский, Куприн – они тоже близки Гаршину в своём творчестве.

Впрочем, писал он и произведения для детей. Самая известная, наверное, его сказка – это «Лягушка-путешественница». Само название сказки стало нарицательным… Когда я готовил данную публикацию, специально перечитал эту сказку. Не знаю, что подразумевал автор, а я увидел в этом произведении мораль: коль отправился в неведомые края, то не нужно квакать…

Ну и ещё… Именно с него написан центральный герой картины Ильи Репина «Не ждали»… Помните?.. Там некий человек вернулся, судя по всему, с каторги, и стоит в одиночестве посреди комнаты, а вокруг – все в шоке, не знают, как реагировать на его появление.

Да, Всеволод Гаршин не был на каторге, подобно герою полотна; однако душа его всю жизнь ворочала неподъёмные валуны сомнений… Наверное, оттого и веет от этой фигуры какой-то обречённостью, и чуточку робкой надеждой…

Насколько можно судить из его биографии, он таким и был.

Вот такой человек и появился на свет 170 лет назад.

…Считается, что родословная писателя восходит к некому ордынскому мурзе Гарше, который приехал в Москву на службу к князю Ивану III Великому.

Следует отметить, что для российского дворянства начиная с XVIII столетия стало модным выводить свою родословную от иноземных древних родов, в том числе и татарских. Уж почему так случилось, бог весть. Могу высказать только свою личную точку зрения.

На мой взгляд, такое поветрие объясняется тем, что абсолютное большинство отечественных боярских родов пресеклось в период ордынского нашествия. Когда Русь начала возрождаться, на службу в Москву, да и в другие княжества потянулись обнищавшие представители знати из Европы, с Кавказа, из народов, которые в российской традиции обобщённо именовали татарами… Приезжавшие вполне заслуженно гордились своими предками, цепочки имён которых сохранились в истории – пусть в письменной, или хотя бы в устном пересказе. На их фоне поднявшиеся из низов российские дворяне новой волны попросту комплексовали из-за своего худородства. Вот и выдумывали себе генеалогические древа…

Вот и думай: в самом ли деле существовал тот Гарша, или же придумали его потомки какого-то возвысившегося Гаврилы…

Сейчас вон тоже, сплошь и рядом встречаешь «князьёв» и «графьёв» – и столько их расплодилось нонче, что начинаешь сомневаться, а впрямь ли по уцелевшим после 1917 года носителям голубых кровей прошёлся культиватор репрессий…

С другой стороны, Великий князь Иван III и в самом деле привечал приезжавших иностранцев. В том числе и из Орды. Приехавшие в летнюю пору провозглашались князьями, а припожаловавших в зимнюю пору одаривали шубой с царского плеча – и по тем временам имелся реальный повод здорово подумать, что дороже: ничего не значащий титул, или же добротная доха с богатым подскором и соответствующей греющей самолюбие записью в разрядных книгах…

.

Геополитика и война: https://starodymov.ru/?p=44854

Современные дворяне: https://starodymov.ru/?p=33695

Иван III: https://starodymov.ru/?p=32204