Полковник Сергей Ефимов:

«У нас не знают слово “уклонист”»

Военный комиссар Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа полковник Сергей Ефимов столичных журналистов не ждал. Между тем, хотя день уже клонился к вечеру, был он подтянут,  свеж и деловит. Как, впрочем, и вся обстановка в военкомате. Казалось бы: далеко от глаз начальства, призыва нет – можно и расслабиться… Ан нет – порядок строгий. Быть может, сказывается то, что Сергей Васильевич пришел на эту должность из войск, много поколесил по стране, не понаслышке знает, как много в армии значит, какое пополнение встанет в строй…

Впрочем, внутренняя дисциплина характерна для многих структур региона: даже на высадку десанта для тушения пожара в тундре вертолетчики авиакомпании «Ямал» из далекого поселка Тарко-Сале вылетают одетыми исключительно по форме, при погонах.

О том, что на севере Западной Сибири добывают нефть и газ, знают все, об этом много пишут и говорят журналисты. Но ведь люди здесь не только работают: они и просто живут, женятся, рожают и растят детей… И в конце концов для ребят приходит пора идти в армию. О том, как проходит призыв в районе, мы и попросили рассказать Сергея Васильевича.

- Должен сказать, что в наших краях призыв в армию сам по себе проходит легче, чем в некоторых других регионах. Люди здесь не так избалованы, что ли… Привыкли работать и отвечать за свои поступки. Да и воспитательная работа в наших краях поставлена неплохо. Опять же, спорт, физическая подготовка… Как правило, каждый молодой человек чем-то занимается. Так что особых проблем с призывом нет. Наш военкомат объединенный – мы осуществляем призыв из Пуровского и Красноселькупского районов и города Губкинский. Особенностью региона является то, что люди живут здесь небольшими поселениями, а потому они более патриотичны, больше беспокоятся о том, как их семья будет выглядеть в глазах соседей. Короче говоря, уклонистов у нас нет.

- Сколько человек от вас уходит служить?

- Всего мы призываем в ряды армии 120-150 человек. Однако это не весь призывной контингент: немало наших юношей поступает в учебные заведения, которые предоставляют отсрочку от армии или вообще освобождают от нее.

В наших краях очень мала преступность, что тоже положительно сказывается на качествах призывников.

- Короче говоря, никаких проблем?

- Нет, конечно, сказать, что абсолютно все у нас обстоит благополучно, тоже нельзя. Например, сейчас происходит мощная наркотизация края. Сюда завозится много наркотика, причем, распространяют его поначалу бесплатно, чтобы привлечь будущих клиентов. В районе сформирован общественный комитет для борьбы с распространением этой «дури». Работаем с молодежью, с родителями… Пока натиск «наркоты» удается сдерживать, однако положение довольно тревожное. Иногда уже выявляем среди призывников «немного подкалывающихся»… Кроме того, в районе зарегистрировано 4 случая заболевания СПИДом.

- Ну а как проблема Чечни? Не боятся призывники попасть служить на Северный Кавказ?

- На сегодняшний день среди ребят, призванных в армию из нашего района, есть потеря – в Чечне погиб парень по фамилии Панов. Хоронили его всем поселком. А вообще молодежь хочет, даже рвется служить в Чечню…

Наша справка: когда материал готовился к печати, стало известно, что в Чечне погиб ямалец из Нового Уренгоя – Евгений Хализов.

Еще раз подчеркну: проблем с призывом у нас нет. Проблема есть в другом. Среди коренного населения края очень высок процент больных. Особое беспокойство вызывает распространение туберкулеза, сифилиса, много олигофренов… Да и как иначе, если во многих семьях на протяжение нескольких поколений процветает алкоголизм? Особенность здешних людей, что они легко спиваются. При царе это понимали и сюда был категорически запрещен ввоз спиртных напитков – уличенного в этом преступлении купца нещадно наказывали. Ну а при советской власти этот запрет сняли… Вот сейчас пожинаем плоды.

- Призывники вашего района служат где-то или здесь же, в регионе?

- Все ребята, которые призываются в армию из нашего района, уезжают служить в другие края – здесь практически нет воинских частей. Только военные железнодорожники занимаются отсыпкой автомобильных дорог.

- Вы говорили о допризывной подготовке молодежи…

- Да, с этим у нас дело обстоит неплохо. Например, у нас действует оборонно-спортивный клуб «Десантник». Ребята проходят в нем полный курс подготовки юного десантника, в том числе и прыгают с парашютом. Помогают местные вертолетчики… Кроме того, при местной школе №2 работает кадетский класс. В нем ребята занимаются ежедневно с 7.40 до 19 часов. Помимо общеобразовательных дисциплин, они изучают эстетику, танцы, парашютное дело… Вы не представляете, как в него стараются попасть!

Наша справка: минувшим летом ребята из ряда населенных пунктов отдыхали в оборонно-спортивных лагерях; в частности, в Курганском пограничном институте побывали кадеты и школьники Надыма, Нового Уренгоя, Тазовского, Ханымеи и др.

Главную задачу работы с допризывной молодежью мы видим в том, чтобы сломать насаждаемый рядом СМИ стереотип молодого парня, обязательно слабого, сутулого, «откосившего» от армии, «немного подкалывающегося» циника, который напропалую хает свою страну. Наша цель – воспитывать подлинных патриотов страны, сильных, умных, всесторонне и гармонично развитых личностей.

Записал Николая Стародымов