ПОМИДОРЧИКИ СВЕЖЕНЬКИЕ, ЗАПОЛЯРНЫЕ…

В двух десятках километров от Надыма, в лесу приютился оазис. Вокруг трещит мороз, люди стараются пореже высовывать нос на улицу, птицы мерзнут на лету, солнце едва появляется на пару часиков, чтобы проползти, царапая брюхо о вершины сосен, над самым горизонтом – а здесь светло, тепло, на длинных стеблях яркими люстрами висят грозди помидоров, а откуда-то из-под крыши свисают толстые длинные сережки огурцов… Даже не верится, что совсем недалеко отсюда невидимым пунктиром протянулась линия Полярного круга.

Что это? Фантастика? Или обман зрения?

Ни то, ни другое. Это не картинка из виртуального будущего и не залетевший сюда по ошибке из какой-нибудь Танзании мираж. Речь идет об уникальном тепличном хозяйстве ООО «Строительно-проектное объединение» города Надыма. Причем, слова о том, что описываемое хозяйство уникально, отнюдь не является журналистским преувеличением. Дело в том, что данная теплица является самой северной в мире, где выращиваются подобные урожаи. Это утверждение – отнюдь не бахвальство местного руководства, а заключение голландских специалистов, которые на теплицах не одну собаку съели. Так что, дорогие надымчане, пора подавать заявку в Книгу рекордов Гиннесса и ее русский аналог «Диво».

Итак, близ Надыма, в лесу, на площади 3300 квадратных метров с апреля по ноябрь собирают свежие помидоры, огурцы, болгарский перец. При этом основной упор делается именно на помидоры. Ежемесячно с 9 тысяч кустов здесь снимается по 20-22 тонны томатов. Урожайность составляет 32-33 килограмма с квадратного метра; рекордный же показатель равнялся 40 кг. Заметим, что разработчики и строители подобных теплиц, уже упоминавшиеся выше голландцы, снимают с метра по полцентнера и даже больше, но тут надо сразу оговориться: Нидерланды все же находятся значительно южнее, где и теплее, и солнышка побольше. Кстати, все те же жители Страны тюльпанов, узнав об успехах, которых достигли сибиряки на их оборудовании, сейчас взялись помогать им консультациями бесплатно – в самом деле, какая реклама!

И на то, чтобы управляться со всем этим обширным хозяйством – всего 8 человек, включая водителя машины, экспедитора и начальника. Казалось бы: ну как тут со всем управиться? И не управились бы, если бы не электроника. Начальник всего комплекса, Инзель Тавабелов, показывает компьютеры, которые автоматически, по заранее заданной программе, контролируют и руководят процессом выращивания витаминных плодов. Один из них представляет собой, по сути дела, целый письменный стол, у которого вместо ящичков – электронные мозги умной машины.

Всюду под стеклянной крышей теплицы установлены датчики, с которых в компьютеры стекается вся необходимая информация. Ну а оттуда уже при необходимости поступают соответствующие команды на обслуживающие хозяйство механизмы.

Скажем, не хватает в помещении освещенности – автоматически зажигаются 400-ваттные лампочки, которых здесь, ни много ни мало, 432 штучки. Наоборот, солнце светит слишком ярко – с едва слышным гудением под стеклянным потолком разворачивается энергосберегающий экран. Понизилась влажность воздуха – включаются туманообразователи, которые не только распыляют мельчайшие капельки воды, но и заставляют их циркулировать по всему объему помещения. Специальный газогенератор при необходимости повышает содержание углекислого газа…

Но особое внимание, понятно, теплу и поливу. И то, и другое тоже находится в компетенции компьютеров.

Наверное, стоит напомнить, что вечная мерзлота подступает тут достаточно близко к поверхности, а потому необходимо защищать растения от холода, который струится от земли. Температура грунта, в котором сидят корешки плодовых кустов, должна равняться 18-19 градусам. А в атмосфере – и того больше. Поэтому в теплице четыре независимые системы отопления: одна прогревает грунт снизу, другая проходит между грядок, третья тянется вдоль стен, четвертая под крышей – все же нельзя забывать, что длина плетей с помидорами достигает 13 метров, так что сверху тепло им тоже необходимо. Даже рельсы, по которым вдоль кустов скользят тележки с ящиками под помидоры, одновременно являются и трубами с циркулирующей внутри горячей водой. Кроме того, крышу зимой необходимо постоянно обогревать, чтобы снег стаивал и стекал по специальным стокам – все же Надым расположен на Крайнем Севере, здесь зимой с неба выпадает столько замерзшей воды, что никакое стекло не в силах выдержать такой вес; да и солнечный свет растениям просто необходим.

Чтобы обеспечить хозяйство таким количеством горячей воды, здесь есть собственная бойлерная. Но глубоко ошибается тот, кто сразу представил себе закопченное помещение с гудящими форсунками или нетрезвого кочегара с совковой лопатой перед горящей топкой. Бойлерная – это несколько изогнутых труб в серебристых кожухах теплоизоляции, да стеклышки манометров – поражает своей едва не стерильной чистотой и тишиной.

Теперь о поливе. Для начала отметим, что для выращивания овощей здесь используется экологически чистая вода. Чтобы ее получить, в тепличном хозяйстве имеется своя современная водоочистная установка. В результате вода здесь – лучшая в городе.

В нее добавляется в строго определенной пропорции 12 видов удобрений. Затем, опять же по приказу компьютера, питательная жидкость по трубам, через капельницы подается к корням кустов.

И еще об одном “компоненте”, способствующем урожайности овощей, нельзя не упомянуть. В теплице в течение всего рабочего дня постоянно звучит мягкая негромкая музыка. О том, в какой степени влияют различные мелодии на растения, ученые спорят уже давно. Однако в одном сомнения быть не может: если музыка по душе работающим тут людям, это не может не сказаться на качестве продукции.

…Рассаду в теплице выращивают в феврале-марте. Семена закупаются все в той же Голландии; оттуда же доставляются специальный грунт и минеральная вата, градан. Затем крохотные растения высаживаются в специальные горшочки на места, где им предстоит расти и плодоносить до глубокой осени. Этот перерыв с ноября по февраль вынужденный – в период полярной ночи даже в теплице растения жить не могут. Каждый из 9 тысяч кустиков подвязывается к протянувшимся под крышей креплениям. Когда появляются первые цветы, за их опыление берутся крылатые помощники овощеводов – шмели, завозимые к Полярному кругу из далекого Израиля, для которых в теплице развешены маленькие домики.

(Заметим к слову, что шмель – замечательное насекомое, о качествах которого большинство людей ничего не знает, а потому их еще слабо используют в сельском хозяйстве. Прежде всего, с точки зрения современной науки шмель не должен летать: соотношение его веса, площади крыльев и силы махательных мышц не должно позволять оторваться насекомому от земли – а ведь летает! Почему? Неизвестно. Во-вторых, шмели живут супружескими парами и вместе заботятся о потомстве. Хотя для овощеводов куда более важно другое их свойство: эти насекомые являются живыми индикаторами экологической обстановки – в грязной атмосфере они жить не могут).

На кусте появляются завязи будущих плодов. Сама же плеть продолжает расти и через некоторое время выше отцветших появляются новые бутончики; потом еще и еще… Через 56 дней на месте каждого цветка уже висит созревший краснощекий помидор. Плоды снимают, укладывают в ящики и отправляют в город. Тем временем созревает следующий ярус томатов, потом следующий – и так до самой осени, пока солнце в силах напитать их своим живительным светом.

…Что и говорить, построить и содержать такую теплицу – дело хлопотное, да и не дешевое. Не случайно же, после августа 98-го как заморозили, так больше и не возобновили строительство второй очереди тепличного хозяйства, которая позволила бы увеличить урожаи в два раза. Однако уже сегодня хозяйство Инзеля Тавабелова играет в жизни города и горожан большую роль, о которой, кстати, многие надымчане даже не догадываются.

Выращенные в теплице помидоры продаются на местном рынке и в магазинах фирмы «НИГО». Каждая из этих организаций заслуживает отдельного разговора, однако ограничимся лишь несколькими словами. До недавнего времени в Ямало-Ненецком автономном округе не было крытых рынков, считалось, что в их строительстве нет необходимости. Надым стал первым городом, который решился сломать эту традицию. При поддержке городской администрации местные предприниматели в складчину построили крытый рынок, и теперь каждый из пайщиков имеет здесь свои торговые площади. Дело оказалось выгодным для всех – сейчас речь идет о расширении рынка. Что касается «НИГО», это наиболее мощная и разветвленная торговая сеть Надыма, имеющая также филиалы в городе Пангоды.

Так вот, помидоры, выращенные Инзелем Гайнисламовичем и его помощниками, реализуются по цене 30-35 рублей за килограмм. Однако полностью удовлетворить потребности города в этих овощах теплица не в силах. Поэтому на рынке параллельно активно распродаются томаты, завозимые сюда «с Земли», в основном напористыми небритыми брюнетами. Уже несколько раз они пытались искусственно взвинтить цены на вкусную продукцию. Их, кстати, можно понять: слишком велики накладные расходы при транспортировке – груз скоропортящийся, доставить его необходимо как можно быстрее, а в дороге сплошные расходы; скажем, за переправу через реку по наплавному понтонному мосту с каждой машины прошедшим летом требовалось заплатить 600 рублей, а за паром и того больше, 8600 целковых… Так вот, в Надыме сдерживающим фактором роста цен на сельхозпродукцию является именно наличие своей теплицы. Небритые брюнеты пытались даже скупать свежие овощи оптом, однако и этот трюк не прошел – на рынке прилавок, где торгуют местными томатами, никогда не бывает пустым.

Есть у Инзеля Гайнисламовича одна маленькая хитрость, которую он активно использует. Оказывается, помидор, у которого остался зеленый хвостик, за счет этого может храниться на несколько дней дольше, чем тот, у которого хвостик оторван; если же сорвать помидоры целой гроздью, висящей на одной общей веточке, они без холодильника могут пролежать целехонькими недели две. На большие же расстояния такие «гирлянды» не повезешь, они занимают много места и могут легко помяться. Вот и получается, что местная продукция не только дешевле, но и экологически чистая, да еще и лучше сохраняется.

…Так что зеленый оазис среди трескучих морозов под Надымом – не фантастика и не мираж. И свежий помидорчик только с грядки рядом с Полярным кругом – не картинка из будущего. Это – рукотворная реальность. Жаль только, что реальность пока что уникальная. В стране, где три четверти территории приравнено к районам Крайнего Севера, подобные хозяйства должны быть при каждом городе. Впрочем, вот это уже и есть подлинная фантастика.

Николай Стародымов