4 апреля 1814 года – Наполеон в Фонтебло провёл смотр оставшегося ему верным войска.

Ядром его оставалась Старая гвардия и верные гренадеры. Подтягивались и формирования из молодёжи.

Однако тут Наполеон столкнулся с неожиданным для себя поворотом ситуации: в оппозиции к нему оказались взлелеянные им же маршалы, имена которых говорят сами за себя:

Ней: https://starodymov.ru/?p=44221

Удино: https://starodymov.ru/?p=43362

Бертье: https://starodymov.ru/?p=41958

Макдональд: https://starodymov.ru/?p=43869

А также генералы:

Лефевр:

Коленкур:

Люди военные, они понимали бессмысленность дальнейшей войны; они слишком устали от бесконечных сражений, они хотели покоя… В конце концов, они все стали состоятельными людьми, бурление молодой крови несколько успокоилось, почему бы и не отдохнуть…

И к тому же теперь война грозила перерасти в гражданскую – с объединившимися против Наполеона и его соратников сторонниками Бурбонов, регентства, республиканцами… Воевать против соотечественников, во главе которых стояли вчерашние соратники по европейским походам, маршалы не хотели. Нет, они не взбунтовались, они просто дали понять своему сюзерену, что больше поддерживать его амбиции не намерены.

Ну и ещё немаловажно: будучи именно военными, они понимали, что война уже безвозвратно проиграна, и продолжать её значит затягивать агонию и проливать новые потоки крови. Военачальники признали поражение; если для императора это означало крах его вожделений, то его сподвижники расценивали случившееся лишь как досадное происшествие, которое может случиться у любого полководца. Признание поражения им ничем не грозило: Нюрнберг их не поджидал, лишать поместий их никто не собирался – во всяком случае, не грозились.

Оценив ситуацию, оставшийся без поддержки Бонапарт написал отречение от престола в пользу сына, Наполеона II, отправив Коленкура, Нея и Макдональда с соответствующим письмом к Александру Павловичу – именно в нём он видел своего главного соперника. При этом (отметим!) сам Бонапарт, отказавшись от императорской короны, капитулировать не обещал, и оставался полководцем во главе преданного ему войска.

Таким образом ситуация ещё больше запутывалась.

Царь Александр колебался, не зная, что предпринять…