Герцоги Ольденбургские – благотворители русские

1.

При подготовке исторических публикаций я неоднократно встречал упоминания о благих делах, которые совершили для России на ниве благотворительности представители рода герцогов (в отечественной традиции их принято писать принцами) Ольденбургских. Согласно законам диалектики, количественное накопление имеет свойство способствовать качественному скачку – и в какой-то момент я понял, что этой фамилии (как совокупности людей) следует уделить отдельную публикацию.

Окончательно это понимание сформировалось именно теперь, во время работы над биографическим повествованием о жизни и судьбе Николая Николаевича Волкова (со временем расскажу об этом достойном человеке, жившем в конце XIX – первой трети ХХ столетий). Дело в том, что его супруга, Галина Павловна Попова, окончила институт им. Терезии Ольденбургской, о котором и пойдёт речь, и уроки, усвоенные ею в этом учебном заведении, здорово пригодились в жизни…

Благотворительность как массовое явление общественной жизни России ведёт отсчёт от Войны 1812 года. Конечно, можно привести примеры и более раннего периода, однако массовый характер они всё же не носили.

Патронировала благотворительную деятельность вдовствующая императрица Мария, которую современники с пафосным восторгом называли «министром благотворительности» – вполне допускаю, что тем самым Мария Фёдоровна старалась замолить грех; ведь промолчала же, зная о готовившемся убийстве своего супруга Павла. Соответственно, знатные и состоятельные семейства наперебой старались продемонстрировать патронессе Мариинского общества свою заботу о сирых, убогих, небогатых…

Однако среди этих благотворителей от расчёта встречались истинно благородные люди, которые делали добрые дела из самых искренних побуждений. Конечно, в большинстве своём они оставались детьми своего времени, и благодеяния их распространялись в первую очередь на представителей определённых кругов общества. Однако они ведь занимались именно благотворительностью, а не социальным переустройством!..

Среди этих искренних доброхотов достойное место занимали представители семьи Ольденбургских.

Графы, затем герцоги Ольденбургские – одна из древнейших и знатнейших фамилий Европы. Она ведёт свой род от саксонского графа Эгильмара, основавшего в 1108 году крепость Ольденбург, которая со временем стала столицей самостоятельного герцогства. Со временем представители семьи породнились едва не со всеми монаршими домами Европы. Географическое положение герцогства предопределило то обстоятельство, что за него на протяжении веков шла борьба Датского королевства и Гольштейн-Готторпского герцогства. И в конце концов его поглотило-таки именно германское государство, входившее в состав Священной Римской империи германского народа.

(Один из эпизодов средневековой истории семьи описан в замечательном романе «Фламандская доска», автор Артуро Перес-Ревера).

А теперь – как представители рода оказались в России, да ещё в российском подданстве. В общем-то, тут никакого недоразумения нет. Потомки правителя любого государства, утратившего независимость, могли сохранить титул. Герцоги Ольденбургские – не исключение. Представители этой фамилии оказались разбросанными по всему белу свету. Один из побегов сего генеалогического древа и пророс в Российской империи.

Один из принцев дома, Карл Фридрих Гольштейн-Готторпский стал мужем царевны Анны, дочери царя Петра Великого. Их сын стал российским императором Петром III. За короткий период своего правления он успел пригласить на русскую службу другого Ольденбурга, Георга-Людвига, присвоив ему звание генерал-фельдмаршала. А свергла Петра его жена Екатерина, также отпрыск рода Ольденбургских, правда, другой ветви.

Русская ветвь принцев Ольденбургских ведёт отсчёт от Петра, той же, соответственно, фамилии, женатого на родной сестре уже упоминавшейся императрицы Марии Фёдоровны, вдовы Павла – Первого и единственного.

Сын его, Георгий Петрович получил чин генерала русской армии, служил генерал-губернатором нескольких губерний, а затем назначен на пост главного директора путей сообщения империи. Между прочим, именно Георгий Ольденбургский первым учредил в стране речную полицию. Трогает нежная любовь, которую он питал к супруге, Екатерине Павловне.

В период войны 1812 года он непосредственного участия в боевых действиях не принимал. Занимался вопросами комплектования войск для Действующей армии на Петербургском направлении. Георгий Петрович умер в декабре 1812 года, после посещения госпиталя под Тверью.