410 лет назад погиб Прокопий Ляпунов,

деятель Смутного времени.

(Впрочем, в справочниках указываются и другие даты его гибели. Свою точку зрения по этому поводу я не скрываю: не дата как таковая важна, чтобы рассказать о человеке, а сам факт его деятельности).

Мои друзья знают, что я написал роман о том периоде Смутного времени (см.: http://starodymov.ru/?p=35387 ), когда на политической арене появился, а затем и погиб Лжедмитрий – Григорий Отрепьев (см.: http://starodymov.ru/?p=37512 ). Так вот, в одном из томов эпопеи появлялся Прокопий Ляпунов – военный деятель той поры, «из худородных», начавший свою карьеру ещё при Иване Грозном. Появляется эпизодически…

Если бы я продолжил работать над романом, этот персонаж занимал бы куда больше места. Прокопий много воевал – во главе рязанских отрядов громил врагов, что внешних, что соотечественников; и пик его деятельности пришёлся на более поздний период.

Но оставим это на будущее – если, конечно, звёзды на творческом небосводе сойдутся.

А пока – предельно коротко…

Итак, службу Прокопий начал при Иване Грозном.

В период царствования Бориса Годунова пребывал в оппозиции к нему (см.: http://starodymov.ru/?p=26960 ).

Оказался в числе первых авторитетных царедворцев, которые признали царём Лжедмитрия I.

После гибели Самозванца примкнул к войску Ивана Болотникова: http://starodymov.ru/?p=289 .

Затем, прислушавшись к воззваниям патриарха Гермогена (см.: http://starodymov.ru/?p=291 ), перешёл в стан Василия Шуйского и активно воевал против Лжедмитрия II. (См.: http://starodymov.ru/?p=8976 )

Выдержал осаду в Пронске, из которой его высвободил князь Дмитрий Пожарский (см.: http://starodymov.ru/?p=28333 ).

Выступил в поддержку идеи избрать царём юного Михаила Скопина-Шуйского (см.: http://starodymov.ru/?p=32742 ).

После его гибели вновь перешёл в стан оппозиции. Поддержал Семибоярщину и идею пригласить на царский трон королевича Владислава (см.: http://starodymov.ru/?p=34771 ).

Участник Первого ополчения, которое пошло на Москву, чтобы освободить её от польских оккупантов. К этому его также подтолкнули грамоты патриарха Гермогена.

…Вот тут-то и случилась трагедия, в связи с которой появилась данная публикация.

Вошедшие в Москву участники ополчения осадили Кремль, в котором засел польско-литовский гарнизон – им командовал Александр Гонсевский. (см.: http://starodymov.ru/?p=35091 )

Руководители ополчения образовали т.н. Земское правительство, в которое вошли князь Дмитрий Трубецкой, Иван Заруцкий, а также Прокопий Ляпунов (см.: http://starodymov.ru/?p=24199 ). Их влиятельный союзник князь Дмитрий Пожарский получил тяжёлое ранение, потому в этот состав не вошёл.

Объективно говоря, у Первого ополчения имелись все данные для того, чтобы овладеть Кремлём, изгнать оккупантов и провести выборы нового царя в 1611 году. Однако и поляки сдаваться так просто не желали.

Помните знаменитую арию дона Базилио о клевете?.. Слышал ли оперу Россини пан Гонсевский или нет, нам неведомо, однако прозвучавшим в ней советом воспользовался.

В лагерь ополченцев подбросили клеветническое письмо, в котором содержался поклёп на Ляпунова, пользовавшегося большой популярностью и авторитетом у повстанцев… Казаки долго разбираться не стали… И 22 июля 1611 года Прокопия Ляпунова не стало.

После чего и всё ополчение распалось – рязанцы не пожелали впредь иметь дело с казаками, которыми командовал князь Трубецкой. История вообще показывает, что триумвират – не слишком устойчивая политическая конструкция.

Так гибель одного-единственного человека – не царя или официального духовного лидера, даже не единоличного полководца – повела развитие России по неведомому руслу. Это – к вопросу о роли личности в истории.  (см.: http://starodymov.ru/?p=36842 )