14 июля 1941 года – первое боевое применение БМ-13,

легендарных «катюш».

Командир батареи, капитан Иван Флёров вскоре погиб. Однако звание Герой Советского Союза он так и не получил… Почему?.. У меня есть по этому поводу предположение…

14 июля – официальная дата первого боевого применения реактивной установки залпового огня, официально называвшейся БМ-13, которую солдатская молва ласково окрестила «катюшей», а в германской армии с ужасом именовали «сталинскими оргАнами». О вкладе этого жуткого (для врага) оружия в Победу много говорить нет необходимости. А вот о том первом залпе… Надо сказать, что тут имеется откровенная нестыковка.

Дело в том, что по официальным данным гитлеровцы 14 июля лишь вышли на окраину города, а полностью оккупировали Оршу лишь 16 числа. Так по кому била экспериментальная батарея капитана Ивана Флёрова в то время, как в самом городе клокотали уличные бои?

В любом справочнике указано, что удар наносился по забитой эшелонами железнодорожной станции….

Допустим, что в летописи войны где-то получилась накладка, и либо гитлеровцы на двое суток раньше захватили не окраину, а всю Оршу, либо «катюши» исполнили свою арию теми же двумя сутками позднее. Понятно, что документы свидетельствуют иное, но вдруг – да всеобщая системная ошибка!..

Но даже в этом невероятном случае станция не могла оказаться забитой гитлеровскими эшелонами – они бы никак не смогли сюда попасть, да ещё в таком количестве. Да и что бы им в тот момент здесь делать?..

Какой же следует вывод?..

А вывод прост и жесток: реактивные установки уничтожали свои эшелоны, которые попросту не успели вывести из города, и которые требовалось уничтожить, чтобы они не достались врагу.

Но ведь само по себе слово «эшелон» – это не некое абстрактное понятие; это паровозы с бригадами, это вагоны с людьми…

Это – жестокая, даже жуткая правда войны. Сами по себе эшелоны – ладно, если бы они уцелели, это и в самом деле сыграло бы на пользу оккупантам. Но люди, свои, советские (вполне понятно, что я вкладываю в это слово отнюдь не идеологический смысл) люди гибли от огня собственного оружия. Горько…

…Есть такой военный термин с изрядной примесью горькой иронии – «дружественный огонь». Это когда своя артиллерия или авиация по ошибке бьют по своим же… Именно по ошибке. Но ведь на войне случается и иное: когда приходится так поступать сознательно, по необходимости.

Имелась ли такая необходимость в Орше?.. Приходится верить, что да. Иначе осадок от осознания этого факта станет ещё горше. Хотя, казалось бы, куда уж может быть горше…

…Как известно, через три месяца, 7 октября капитан Флёров погиб, оказавшись в окружении и уничтожив секретную батарею. Что тут скажешь?.. Несомненный подвиг!.. Однако звание Героя Советского Союза ему не присвоили.

Уж не потому ли, что свой первый удар вверенное ему подразделение нанесло по ещё формально НАШЕМУ городу, по НАШИМ же эшелонам, в которых ждали отправки на восток не знавшие истинного положения дел НАШИ сограждане – бойцы и гражданские люди?..

Я ни в коем случае не осуждаю Ивана Андреевича – он был профессиональным военным, и выполнял приказ; к тому же, в принципе, мог даже не знать, что стреляет по своим. С точки зрения высшей стратегии и начальник, отдавший приказ на этот залп (кстати, а кто персонально это сделал? – что-то я нигде не нашёл этот документ), тоже вроде как был прав: пусть лучше погибнет некоторое число своих сограждан, зато врагу не достанется крупный железнодорожный узел (во всяком случае, не достанется целым и невредимым), и будет уничтожено много материальных средств, использование которых врагом способно причинить много вреда… Опять же, не исключаю, что среди прочих могли оказаться эшелоны с некими вывозимыми из Минска секретными грузами и документацией, с архивами, например, допустить утерю которых никак было нельзя…

Да мало ли!

Но это рассуждение – от ума, от рассудка, будто мы размышляем над похождениями героев каких-нибудь абстрактных киношных «звёздных войн» или компьютерных игр.

Но ведь в тот далёкий день восемьдесят лет назад – свои били по своим, по своим же братьям, которым просто не повезло.

Жутко и больно от такой правды войны.

И в этих условиях награждение в 1995 году капитана Ивана Флёрова Золотой Звездой Героя России уже в новейшие времена отдаёт каким-то уж совсем нелепым, вовсе уж кощунственным, символизмом.

.

О событиях, предшествовавших данному: http://starodymov.ru/?p=37936

Право убить на войне невинного: преступление или необходимость: http://starodymov.ru/?p=24389

Из истории реактивной артиллерии: http://starodymov.ru/?p=29776