КАК ГИТЛЕРОВЦЫ ВЗРАЩИВАЛИ НАЦИОНАЛИЗМ

В ТЫЛУ КРАСНОЙ АРМИИ

На карте мира немало стран и народов, которые исторически никогда не имели подлинной самостоятельности. Даже когда вроде как обрамляли свою территорию видимостью границы, оставались от кого-то зависимыми. Я сейчас не собираюсь рассуждать о том, насколько объективно это явление – просто примем его за данность. Есть превеликое множество этносов, которые, даже обретая формальную государственность, тут же стремятся примкнуть к стану сателлитов, входящих в сферу интересов того или иного влиятельного государства.

Покойный Михаил Задорнов как-то сравнил такие государства-карлики с декоративными собачками, которые обретают смелость лишь оказавшись у кого-то на поводке.

…Но к какому блоку примкнуть?.. Как правило, в руководстве каждого такого новорождённого государства, в силу тех или иных обстоятельств не способных к проведению самостоятельной политики, имеются сторонники того или иного пути дальнейшего развития – под эгидой именно сильного внешнего сюзерена. Между ними и разворачивается внутренняя борьба: к кому примкнуть, под чью длань поступить, чьи идеалы разделить.

А дальше начинается просто игра словоблудия и казуистики. Какая бы из политических партий в этой стране ни пришла к власти, она от имени народа выводит их (страну и народ) на орбиту вокруг своего кумира; ну а оппозиция, столь же закономерно, от имени того же народа принимает поддержку своего кумира, и с его помощью начинает строить козни партии-победительнице.

Взять ту же Прибалтику на начальном периоде Второй мировой войны. Среди политиков, претендовавших на роль вершителей судеб всех трёх государств, зажатых между Россией и студёными волнами Варяжского моря, имелись люди как просоветской, так и прогитлеровской ориентации. Было ли присоединение этих стран к Советскому Союзу добровольным вхождением или оккупацией?.. По большому счёту, это лишь вопрос, с какой точки зрения смотреть – у каждого варианта ответа имеются свои аргумента pro et contra. Ибо в тот момент истории прибалтийские карликовые государства объективно не могли оставаться самостоятельными, они подлежали оккупации – как ни цинично это звучит.

Сколько сейчас говорят о «пакте Молотова–Риббентропа»; и все оценивают его по-разному… Свою точку зрения я уже высказывал: подписание этого документа считаю абсолютно правильным, хотя и вынужденным шагом. В условиях неизбежности войны мы отодвинули границу на запад, и эти километры – всего-то пара сотен! – сыграли грандиозную роль в начальный период войны, позволив нам выгадать немного времени что на Московском направлении, что на Ленинградском.

…Однако Гитлер и его команда, уступив Прибалтику и западные области Украины и Белоруссии Советскому Союзу, исходили из высокомерного убеждения, что своё всегда успеют вернуть – легко и просто. Как они собирались это сделать?.. Об этом и пойдёт речь.

…В начале 1941 года под эгидой германской разведки в Берлине сформировали т.н. «Фронт литовских активистов». Эта организация изначально преследовала цель объединить все антисоветские и националистические силы Литвы, в «час Х» по возможности подготовить мощное выступление в тылу Красной армии.

Сразу после нападения Германии на Советский Союз «Фронт» образовал «Временное правительство» Литвы, избрав на пост руководителя бывшего посла Литвы, полковника Генерального штаба Казиса Шкирпу.

Как тут не вспомнить «Союз меча и орала» из ильфо-петровских «Двенадцати стульев»!.. Потому что Германия просто использовала эту организацию на предварительном этапе, когда в ней нуждалась в пропагандистских целях, однако реально, оккупировав Литву, передавать власть националистам и не собиралась! Зиц-президент Шкирпа оставался в Берлине на положении почётного домашнего ареста, в родную страну его даже не впустили, а «Фронт» в результате распался сам собой…

Однако это случилось позже. А накануне войны сам факт создания «Фронта», как уже сказано выше, активно обыгрывался в пропагандистских целях. Скажем, германский агент Казис Михелькявичус, нелегально приезжавший в качестве связного в Литву, рассказывал, что у «Фронта» имеется военная организация во главе с генералом Повиласом Плехавичюсом, целью которой является освобождение страны – и это имело большой пропагандистский эффект среди националистической оппозиции.

Следует отметить, что специально для проведения деятельности разведки на территории советских Белоруссии и Прибалтики в польском Щецине (Штеттине) сформировали специальное подразделение Абвера («Абвершталле Штеттин»). В декабре 1940 года при этом разведцентре создали диверсионную школу. Первых выпускников школы забросили в нашу страну уже в феврале 1941 года. Хотя это всё же исключение из правила – как правило, курс обучения длился полгода.

Так вот, именно тех «первенцев» Штеттинской разведшколы и задержали в мае сотрудники НКГБ. Они успели передать своему руководству 27 донесений. А в дальнейшем продолжили гнать «дезу» уже под руководством сотрудников советской контрразведки.

Большое внимание германская разведка уделяла также Белоруссии. В Берлине сформировали т.н. «Белорусское национальное объединение», которое возглавляли Фабиан (Фома) Акинчиц и Анатолий Шкутько, другие организации националистов. Здесь выходила также газета «Раница» («Утро»). В качестве центров сосредоточения националистов на территории Белоруссии в сводках приводились Новогрудок, Барановичи, Белосток, Вилейка.

Ну и совсем уж активно поддерживала германская разведка националистов Украины.

…Не хочется новь и вновь повторяться. Однако в преддверии войны в Москву потоком шли донесения агентуры об активной подготовке Германии и её союзников к нападению на СССР. В них указывалось число дивизий стран «оси», сосредоточенных на советской границе, об эвакуации населения из прифронтовой (пардон: ещё приграничной) полосы, о строительстве железнодорожных подъездных путей к местам сосредоточения войск и разгрузочных площадок, о мобилизации офицеров запаса… Поступали сообщения о подготовке диверсионных актов на важных стратегических объектах на территории СССР, которые могли бы причинить негативные последствия в случае начала боевых действий. Например, разведке стало известно, что германские диверсанты получили задачу взорвать мост через Днестр в Бендерах.

В этих условиях вполне закономерно, что большое внимание соответствующие структуры в СССР уделяли борьбе с активизировавшимся националистическим подпольем в западных областях Украины и Белоруссии. Выше уже приводились примеры борьбы с националистами Литвы; аналогичная борьба велась против антисоветских сил Латвии и Эстонии.

Хочу быть правильно понятым.

Любое историческое событие можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого каждый фрагмент этого исторического события и высвечивается по-разному.

Данная публикация рассказывает о подготовке к военному столкновению двух держав – гитлеровской Германии и Советского Союза с точки зрения именно советского гражданина. Соответственно, с позиции существовавшей в те времена системы координат националистическое подполье западных территорий нашей страны являлось пособником врага. В этом отношении Советский Союз не являет собой какое-то исключение из правил – любое государство в период подготовки к войне стремится навести порядок у себя в тылу, особенно в приграничной полосе. Конечно же, можно говорить об адекватности применения силы в тот или иной период. Однако, повторюсь, не рассуждения по этому поводу являются целью данной публикации – хулителей истории моей Родины хватает и без меня.  Я же только отмечаю очевидный факт: весной – в начале лета 1941 года органы госбезопасности СССР вели большую работу по нейтрализации, или хотя бы снижению активности деятельности националистических организаций в западных регионах страны. С точки зрения историка – это факт.

Хотя я искренне сочувствую тем людям, которые в тот жестокий период страдали за свои убеждения – пусть даже эти убеждения расходятся с моими лично воззрениями; вне зависимости от схождения или расхождения точек зрения, я всегда с искренним уважением отношусь к людям, у которых эта точка зрения имеется. Вполне понятно, я не веду речь о тех, кто совершал преступления и терроризировал местное населения – только о тех, кто мыслил иначе, кто рассуждал «антисоветски»…

Вот передо мной табличка сведений о том, сколько человек выселено из западных областей Украины на 22 часа 22 мая 1941 года. (К слову: насколько цинично – в таблице по отношению к людям применяются выражения «подлежат изъятию»…).

Всего в таблице значится 3110 семей или 11.476 человек. Кто-то из них и в самом деле являлся активным врагом Советской власти, кто-то попал в эти списки по оговору или случайно… А большинство просто являлось членами семей националистов и вносились в списки «изъятия» автоматически. К слову, если находившийся на нелегальном положении оуновец являлся с повинной, вся его семья так же автоматически из списка высылаемых вычёркивалась. Таких случаев зафиксировано по региону несколько десятков. Пусть даже это делалось в пропагандистских целях – действовала подобная «агитация» эффективно.

…Шла подготовка к войне и по другим направлениям. В частности, принимались меры к обеспечению безопасности Бакинских нефтепромыслов, на которых, по данным советских спецслужб, германская разведка готовила диверсии. 28 мая в специальной директиве Третьего управления НКО соответствующим службам предписывалось усилить профилактическую работу по предупреждению актов бактериологических диверсий – вероятность подобного рассматривалась.

…Вот таким он сложился, май 41-го года. Отсчёт до начала войны можно было уже вести не по месяцам, как ранее, а по суткам. На 1 мая до момента, когда план «Барбаросса» начал реализоваться, оставалось 52 суток, на 31 мая – 21 сутки.

Правда, тогда об этом знали очень и очень немногие.

.

Предыдущая публикация о подготовке Германии к вторжению в СССР: http://starodymov.ru/?p=37520

«Пакт Молотова-Риббентропа»: http://starodymov.ru/?p=36278

Михаил Задорнов: http://starodymov.ru/?p=25967