СОВЕТСКО-ЯПОНСКИЙ ПАКТ О НЕЙТРАЛИТЕТЕ

Хотел начать данную публикацию фразой что-то из серии «произошло-де знаковое событие»… Но только подобной фразой можно начать многие публикации о событиях той поры. Мир в те месяцы буквально клокотал знаковыми событиями…

В марте 1941 года в Москве проездом побывал министр иностранных дел Японии Иосуке Мацуоке. Он встречался с Иосифом Сталиным и Вячеславом Молотовым. Затем, посетив Берлин и Рим, Мацуоке на обратном пути вновь побывал в Москве. И только теперь он согласился на Пакт о нейтралитете – случилось это несколько позже, в апреле. Теперь основным направлением агрессии Страны Восходящего Солнца стало южное, морское.

Партия «ястребов» в правительстве Японии была сильна. Однако внутри неё существовало размежевание: одни воинствующие самураи считали, что следует заняться расширением империи на юг, а другие – на запад. Подписанный Пакт показывал, что верх взяли «ястребы» морские. Вполне допускаю, что в этом немалую роль сыграли военные столкновения, в которых японская Квантунская армия потерпела поражения от Красной армии.

Напомню, что в описываемый период в Токио весьма успешно действовал Рихард Зорге. И хотя у историков в оценке этого выдающегося разведчика остаются вопросы, нет сомнения, что о раскладе сил в высших эшелонах власти Страны Восходящего Солнца в Кремле информация имелась довольно полная.

Предположу, что лежало в основании этого Пакта. По всей видимости, Гитлер полагал, что и сам справится с СССР, а потому предложил Токио решать свои проблемы без оглядки на Москву. Как Япония распорядилась этой возможностью, общеизвестно: она решила потревожить американского орлана, который намеревался отсидеться в сторонке от мирового пожара, таская из огня каштаны чужими руками… Но об этом мы ещё поговорим в своё время.

А пока только отметим, что Пакт о нейтралитете СССР и Японии каждая сторона расценивала по-своему. Если оценивать по дальнейшей перспективе, от этого соглашения в выигрыше остался Советский Союз.

Впрочем, как уже сказано выше, это случится позже. А пока японский дипломат только едет в Германию. Узнав официальную точку зрения Москвы, спешит дальше: камни пока ещё разбрасывают, и следует определиться, как это сделать ловчее, чтобы потом сподручнее было собирать.

Напомню, что в том же марте советская разведка получила информацию о том, что и Турция вступать в войну против СССР в обозримом будущем не собирается. Оценивая март 1941 года с восьмидесятилетней ретроспективы, выскажу свою точку зрения: эти две новости считаю самыми лучшими для своей Родины.

.

Март-1941: http://starodymov.ru/?p=36764

Халхин-гол: http://starodymov.ru/?p=34637

Рихард Зорге: http://starodymov.ru/?p=36026

Пёрл-Харбор: http://starodymov.ru/?p=1051

Разведка о нейтралитете Турции: http://starodymov.ru/?p=36768