Март-1941:

РАЗВЕДКА БЬЁТ ТРЕВОГУ…

Но осторожно, дабы не прогневать вождя…

В марте 1941 года в наркоматы госбезопасности, внутренних дел, обороны из разных источников продолжали поступать документы, свидетельствовавшие о подготовке Германии к нападению на Советский Союз.

Вот некоторые из них.

В рейхе в 1936 году было создано т.н. «ведомство четырёхлетнего плана». Эта структура занималась, так сказать, экономической составляющей войн, которые вела или собиралась вести Германия. Соответственно, по задачам, которые получало «ведомство», можно было судить о том, куда намеревается ударить имперский орёл.

В данной организации у советской разведки имелся агент, Отто Доннер, который в первых числах марта сообщил, что Ведомство получило задание срочно рассчитать, сколько угля и другого сырья, а также продовольствия и вообще ресурсов получит Германия в случае быстрого захвата Украины. Более того, агент информировал, что начальник генерального штаба Сухопутных войск Германии генерал-полковник Франц Гальдер высказался, что вермахт в силах не только легко оккупировать Украину, но и захватить Баку, причём, сделать это настолько быстро, что русские даже не успеют вывезти запасы угля, нефти, продовольствия и т.д.!..

Следует отметить, что само ведомство, в котором, что не вызывает сомнения, работали опытные профессионалы, в своём заключении не разделяло оптимизм генерала и дало по данному запросу хозяйственный прогноз отнюдь не оптимистичный. Удивительно, если разобраться: кабинетные штатские специалисты оказались прозорливее штабного генерала, обладавшего немалым опытом в планировании подобных кампаний.

…Сейчас по телевидению транслируют немало передач, в той или степени связанных с Второй мировой войной. По уровню они очень разные, однако встречаются и весьма интересные и информационно насыщенные.

Так вот, в одной из программ прозвучала следующая мысль. По мнению авторов, бедой органов государственной безопасности СССР в предвоенный период являлось то обстоятельство, что при наличии мощной внешней разведывательной агентуры, в центральном аппарате не сформировали столь же профессионального аналитического подразделения, которое смогло бы сделать из потока информации правильные выводы. На мой взгляд, очень точно подмечено.

Но думается, что донесение, о котором шла речь выше, не могло бы пройти мимо внимания самого беспомощного верхогляда. Ведь оно чётко и недвусмысленно указывало направление удара германской армии! Пусть направление предварительное, но ведь вполне логичное!..

В 1940 году Украина выплавляла почти 65 процентов чугуна всей страны, почти половину всей стали, здесь добывалось две трети железной руды, половина угля и три четверти кокса, четверть электроэнергии, на её предприятиях строили три четверти паровозов, производили 70 процентов сахара; огромное количество хлеба и мяса. Ну а Баку – здесь располагалось крупнейшее месторождение жидких углеводородов СССР, производилось 80 процентов авиационного топлива, 90 процентов керосина и почти все автотракторные масла.

Лишиться всего этого богатства стало бы катастрофой для страны! Не понять этого просто невозможно!

Из другого донесения стало известно, что германская армия планирует поход против Советского Союза таким образом, чтобы к моменту созревания хлебов основные зерновые нивы страны оказались в распоряжении немцев. То есть припожаловать на готовенькое…

Из Министерства авиации Германии источник сообщал, что люфтваффе готовится к нанесению бомбовых ударов по объектам на территории Советского Союза. Целями являются морские объекты, в частности, в донесении обращалось внимание на кронштадтский порт, мосты на путях возможного подвоза резервов к будущей линии фронта, а также электростанции – для этого германский авиационный атташе в Советском Союзе самолично объезжал эти объекты и изучал их расположение, о чём доносил в Берлин.

И тут присутствовал тот же «хлебный» фактор – начало войны планировалось начать таким образом, чтобы отступающие красные части не могли зажечь за собой ещё зелёные злаки.

И ещё один момент. Собеседники агентов советской разведки (профессор Высшей политической школы в Берлине журналист Эгмон Цехлин, старший правительственный советник Лангелютке) высказывали мнение, что на разгром Красной армии потребуется неделя, за месяц вермахт дойдёт до Урала… Однако Красная армия находится в стадии перевооружения, считали источники, сила её день ото дня возрастает, потому и с началом войны Германии следует поторопиться.

…Вот пытаюсь поставить себя на место сотрудника какой-либо советской аналитической структуры той поры… Ведь и в самом деле, очень логично выглядит: и перевооружение Красной армии идёт полным ходом, и выводы из провальной Финляндской кампании сделаны, и роль Украины в экономике страны занимает исключительное место…

Как ни рассуждай, а предположение, что основным направлением при вторжении Германии в СССР должно стать именно южное, превалирует!..

А тут ещё одна информация, словно в подтверждение указанным!..

В Наркомате госбезопасности стало известно, что британский посол в Москве Ричард Криппс провёл закрытую пресс-конференцию для представителей английских и американских СМИ, на которой сообщил о скором нападении Германии на Советский Союз. Основную причину спешки он назвал ту же: рост мощи Красной армии. Ну а кроме того, он отметил, что на Западе имеются влиятельные силы, заинтересованные в заключении мира с Гитлером и падении СССР. И направление основного удара посол назвал то же – через Украину на Баку, отводя на выполнение этой задачи две-три недели. Криппс при этом сослался на авторитет начальника Генерального штаба Великобритании генерал-фельдмаршала Джона Дилла, который очень низко оценивал военный потенциал Красной армии.

Признаться, прочитав публикацию об этой пресс-конференции (а привожу я её по сборнику документов «Органы государственной безопасности ССС в Великой Отечественной войне»), я несколько удивился: как говорится, ежу понятно, что озвученная на ней информация неизбежно «протечёт». Однако, ознакомившись с биографией Криппса, удивляться перестал; вернее, моё удивление сменило тональность на уважительное. Ричард Стаффорд Криппс, будучи влиятельным британским политиком, в то же время придерживался откровенно «левых» взглядов, и симпатизировал Советскому Союзу. Уинстон Черчилль – ярый антисоветчик, но при этом патриот-прагматик, став премьер-министром страны, зная об этих симпатиях, и направил Криппса в Москву послом, чтобы в условиях начавшейся Второй мировой войны, сделать контакты Кремля и Лондона более доверительными и оперативными.

Учитывая данный факт, становится понятным, что британский посол специально провёл ту пресс-конференцию, в расчёте на то, что советской разведке станет известно, о чём шля речь «за закрытыми дверями».

Между прочим, как это ни удивительно, но именно на своих симпатиях к СССР Ричард Криппс сделает впоследствии на родине весьма неплохую политическую карьеру…

Но вернёмся к рассматриваемому вопросу.

О том, что в правительствах ряда сопредельных с СССР стран вызывает беспокойство быстрое наращивание потенциала Красной армии, доносили также турецкие и шведские источники. Соответственно, в Анкаре и Осло вывод делали соответствующий: это обстоятельство неизбежно подталкивает Гитлера к войне.

В общем, Запад уже готовился к исполнению похоронного марша на панихиде по нашей стране.

Ну и ещё об одном документе, датированном мартом 1941 года, хотелось бы поговорить.

Высшему советскому руководству в том месяце поступил доклад «О морально-политическом состоянии частей германской армии». В нём скрупулёзно подобраны факты дезертирства германских военнослужащих, антигитлеровских высказываний солдат, пьянства и других проявлениях морального разложения…

Когда я знакомился с этим документом, меня буквально охватила досада… Явно, его составители желали потрафить заказчику, то бишь «Хозяину», но никак не интересам дела.

Никто ж не спорит: скорее всего, случаи, описанные в Докладе, и впрямь имели место.

В документе указан даже факт перехода группы немецких солдат во главе с двумя офицерами на советскую сторону – это произошло в Польше. (Право, любопытно: а какова их дальнейшая судьба?).

Только маловато приведено таких примеров. И уже само по себе это обстоятельство говорит о том, что германская армия в моральном плане оказалась достаточно монолитной. Ну а то, что где-то в гарнизоне несколько солдат, перепившись, отобрали у крестьян еду, и при этом кричали, что Гитлер захватывает новые и новые земли, а немецкому народу по-прежнему живётся несладко… Да мало ли кто и что натворит, перебрав шнапса!..

Зато приводится и такой факт. В сентябре 1940 года пулемётный батальон вермахта попытался отказаться выдвигаться на фронт. Разговор оказался кратким: 75 солдат расстреляли, батальон расформировали. Что ж поделать – военное время, законы соответствующие!