4 ноября 1770 года – умер о. Павел (Конюскевич),

деятель Русской православной церкви

Пиком деятельности этого деятеля Православной церкви стала должность митрополита Тобольского и Сибирского с 1758 по 1768 годы. За это время о. Павел сделал немало доброго для вверенной его попечению епархии. В частности, построил в регионе со столь суровым климатом два десятка каменных храмов, возродил Тобольскую семинарию, куда пригласил в качестве преподавателей несколько священников из Киева, где некогда принимал постриг… При нём же состоялось обретение мощей св. Иннокентия Иркутского…

Это – если предельно коротко. А теперь – подробнее.

При освоении Сибири и Дальнего Востока людей «встречь солнца» вела не только жажда знаний и тяга к неизвестному – присутствовали (а если уж говорить откровенно, то и попросту превалировали) тут алчность и корыстолюбие. Во всяком случае, многие царёвы чиновники, приезжавшие в далёкие города, принимались беззастенчиво набивать себе мошну, пользуясь неграмотностью населения и отдалённостью от государева надзора.

И не так много находилось людей, отваживавшихся этой чиновничьей татьбе противостоять. Среди этих немногих можно назвать митрополита Сибирского Павла Конюскевича.

Кафедру он возглавлял всего десять лет, с 1758 по 1768 годы, однако успел сделать много: выхлопотал для камчатского духовенства хлебное жалование и церковную утварь, а также книги для местных школ, основал Енисейский Иверский женский монастырь, открыл кафедру богословия в Тобольской семинарии… И в то же время он неустанно обличал представителей власти, которые превратили «места правосудия в торжища лихоимства»…

Обратите внимание на годы пребывания о. Павла на посту!.. Как раз Екатерина проводила кампанию по секуляризации церковных земель. Тобольский митрополит выступил против этой официальной политики вседержавной «матушки» – за что его и отозвали из региона держать ответ в Синоде. Высший государственный церковный орган верноподданически желал лишить опального священника епископского сана, однако сама Екатерина распорядилась просто отпустить его на покой.

О. Павел отбыл в Киев, где 250 лет назад и завершил жизненный путь в Печерской лавре…

Ну как тут удержаться от досадливого!..

Я уже не раз писал, что сама по себе система монастырей у меня вызывает, по меньшей мере вопросы. Вспоминается, что много и по делу (на мой взгляд) по этому поводу рассуждает Виктор Гюго в великом романе «Отверженные». И я не считаю, что, проводя секуляризацию, Екатерина была так уж неправа. Однако признаю и то, что по данному вопросу у представителей как государства, так и Церкви может оказаться другая точка зрения.

Только вот что обращает на себя внимание. Когда Екатерина начала данную кампанию, Синод и абсолютное большинство иерархов подобострастно взяла под козырёк: есть, мол, Ваше Величество, урежем, сократим, укрупним, как скажете, и чего ещё повелеть изволите?.. И только очень немногие отважились озвучить свою точку зрения «против».

Павел Конюскевич – в числе этих немногих.

И что же Синод?.. Вступился за своего собрата?.. Ага, как же!.. Утопить своего – лишь бы выслужиться!.. Насколько сама Екатерина (при всём моём неоднозначном отношении к ней) оказалась в данном случае благороднее и милостивее ретивых чиновников от православия, отпустив на покой своего идейного оппонента…

***

Дополнения:

Антоний (Стаховский) ещё один достойный церковный иерарх Сибири: http://starodymov.ru/?p=32883

О сибирских первопроходцах: http://starodymov.ru/?p=32760

О секуляризации: http://starodymov.ru/?p=19090

О Синоде: http://starodymov.ru/?p=35384

О Екатерине: http://starodymov.ru/?p=29626