1 сентября 1820 года – открыто движение дилижансов Санкт-Петербург – Москва

Надо же: ровно два столетия назад!..

Совершенно для меня неведомая тема. Да и в интернете не слишком освещена. В самом деле: ну что об этом виде транспорта напишешь?

Почему мы наслышаны (а скорее навижены) об американских дилижансах? Исключительно благодаря вестернам – без лихой погони за такой повозкой ни одна фильма за ковбоев не обходится. У нас же кинематографисты соответствующую тему не разрабатывали: наших пастухов в картинах о старой жизни показывают только либо в пасторальных тонах, либо про беспросветность жизни при царизме; за повозками с кольтами они не гонялись. Так чего ж тут запомнишь?..

Итак, российский дилижанс.

Не дилижанс, конечно... А всё ж карета из прошлого

Дилижанс соединил столицы только после того, как между ними проложили более или менее удобное шоссе. Он представлял собой карету, в которой могло разместиться до восьми человек с небольшим багажом – до восьми кг бесплатно и до двенадцати с дополнительной оплатой за перевес. Расстояние между столицами карета преодолевала за четверо суток.

Проезд обходился в огромную сумму – 95 рублей; вспомним для примера, что Бальзаминов на вопрос хамовитого купчины называет размер своего жалования: 120 рублей в год. Тем не менее, транспорт пользовался спросом: за первые десять лет им воспользовалось почти 35 тысяч человек. Объяснение просто: другого общественного транспорта не существовало, а поездка на наёмной карете обходилась бы значительно дороже.

Впоследствии от столиц к крупным городам протянули ещё несколько дилижанс-маршрутов…

Могильщиком дилижансов стала, вполне понятно, железная дорога (см.: http://starodymov.ru/?p=30392 ). Первые поезда то же расстояние преодолевали за 22 часа при значительно меньшей стоимости, так что учредившее дилижансы акционерное общество прекратило своё существование.

Золотой век российского дилижанса в реале продлился только четверть века.

Информацию я почерпнул в интернете, но, к сожалению, под текстом не стояло подписи.