1601 ГОД. ВОТЧИНА КРИВОУСТОВЫХ
(История России: события и портреты. Отрывок из романа «Кривоустовы»).
…Пусть сидят братья, думают, пусть плачет Марфуша, пусть тоскует нежной душой Алёша! Обрисуем в общих чертах мир, в который они выходили от умиравшего отца. Набросаем мозаику – с кем им придётся столкнуться в грядущей самостоятельной жизни.
В марте 1584 года умер царь Иван Васильевич, прозванием Грозный. Семь жён у него было. Сыновей четверо. Старшего, Дмитрия, нянька случайно утопила, младенцу только годик исполнился. Следующего, Ивана, в 1581 году он убил своей рукой в припадке ярости. Царевич пошёл в отца – умный, жестокий, бескомпромиссный. И царём стал бы таким же как и отец – державу держал бы крепкой беспощадной рукой. Жалел о содеянном грозный царь, переживал, да только не вернёшь убиенного, сколь ни кайся. Наследником остался Фёдор – тоже от любимой Анастасии Романовны. Духом, натурой больше в мать пошел, а не в отца – мягкий, податливый, внушаемый, безвольный… Да к тому же набожный и болезненный. Больше всего на свете, сказывали, колокольный звон любил. Какой он царь?.. Если только при опытном наставнике, регенте, если сказать по-иноземному…
И ещё малолетний Дмитрий. Сын от Марии Нагой. Мария Фёдоровна – жена седьмая. Церковь этот брак не признала. Соответственно, официально наследовать престол Дмитрий не мог. И всё же именно он в случае смерти Фёдора оставался единственным прямым представителем царской династии, идущей от Рюрика, Даниила Московского и Ивана Калиты, учитывая, что у Фёдора детей не имелось и не предвиделось.
Дмитрий тоже был достойным отпрыском своего отца. Проживая в удельном Угличе, он развлекался тем, что придумывал казни для родовитых бояр, которых считал своими врагами. По его желанию из деревянных чурок вырезали фигурки, которые царевич нарекал чьим-нибудь громким именем, а потом отрезал им ножиком голову или сжигал на костре. Впрочем, так ли это было, или же позднее клевреты придумали, чтобы оправдать загадочную безвременную кончину царевича, доподлинно неизвестно. Но только видеть его на престоле желали очень немногие. И меньше всех – Борис Годунов, главный советник и наставник Фёдора Иоанновича.
Трагедия случилась 15 марта 1591 года. Напрасно, ох, напрасно назвали младшего брата именем старшего, который нелепо погиб по вине няньки-служанки – словно заранее обрекли и его на безвременную кончину… Официальная версия гласит, что
во время игры в «тычку» (сейчас она называется «в ножички») у восьмилетнего царевича случился эпилептический припадок и он упал на лезвие, получив при этом смертельную рану. Однако тотчас разнёсся слух, что отрока убили по приказу Годунова. Ударили в колокол, в городе произошёл бунт, местные жители перебили людей, которых бог весть по каким причинам сочли виновными в убийстве.
Было организовано следствие (материалы его дошли до нашего времени и современные специалисты-криминалисты признают, что проведено оно достаточно квалифицировано). Следствие установило, что «смерть учинилась божьим судом», то есть, говоря современным языком, произошло случайное самоубийство, несчастный случай. Виновных в бунте наказали: у колокола откололи крепёжное ухо (за то что услышал), вырвали язык (за то, что к бунту призвал своим звоном), выпороли плетью и сослали в далёкий Тобольск, людей также отправили в Сибирь.
Это был первый в истории России случай ссылки преступников за Урал – Югорский Камень, как хребет называли в те времена. До того в Сибирь отправляли только пленных – татар, уцелевших после побоища при взятии Казани, да ливонцев. На их долю выпало строить первые русские города восточнее Урала – Верхотурье, в частности, и Пелым.
Именно та трагедия в Угличе стала поводом Смуты.
Царь Иван Грозный, умирая, назначил в опекуны Фёдору несколько родовитых бояр. Хоть и был он психически неуравновешенным человеком, хоть и пролил потоки невинной крови, хоть и ослабил опричниной и репрессиями Россию, но о стране беспокоился, отдавал себе отчёт, что Богом ему вручена Отчизна, и что за её будущее придётся ответ держать за порогом смерти. Назначая опекунов, он рассчитывал, очевидно, что их взаимная неприязнь не даст возможности усилиться какой-то одной фамилии. Ведь представителям каких родов доверялось опекать слабого царя! Хитрый, расчетливый и дальновидный Борис Годунов, на сестре которого, Ирине, женат наследник Фёдор, брат матери Фёдора умница и эрудит Никита Романов, герой обороны Пскова опытный вояка князь Иван Петрович Шуйский, князь Иван Мстиславский, а также Богдан Бельский, являвшийся параллельно опекуном и Димитрия, того самого, впоследствии убиенного.
Борис Фёдорович Годунов поначалу решающего влияния в этом совете не имел – был равным среди
равных. А первую скрипку играл скорее уж Никита Романов (станем называть его так, чтобы не возникло путаницы, потому что фамилии в те времена в современном понимании еще не сложились, а прозвищ-рекал у него имелось несколько) – по всем показателям превосходивший Годунова. Однако вскоре боярин Никита заболел и умер… Не возводя напраслины на людей, оговоримся: что-то слишком много в те времена умирало людей среди тех, кто хоть в малейшей степени мог претендовать на царский трон…
Со смертью главного конкурента дело у Годунова пошло легче. Вся многочисленная семья Ивана Шуйского оказалась в ссылке. Князя Мстиславского постригли в монахи. Их сторонника митрополита Дионисия сменил человек Годунова – архиепископ Ростова Великого отец Иов…
Смерть царя Фёдора в январе 1598 года стала вполне ожидаемой. И несмотря на это, к такому развитию ситуации Россия оказалась не готовой. Традиции наследования трона женщиной ещё не имелось. Однако боярская дума, очевидно, следуя примеру Англии, приговорила на царство Ирину – вдову Фёдора и сестру Бориса Годунова. Однако от такой чести Ирина отказалась и удалилась от мирской суеты в Новодевичий монастырь под именем Александры. Выход из династического тупика подсказал патриарх Иов, который предложил избрать на царство её брата Годунова. Оппозиция к тому времени оказалась разобщённой, авторитетного коновода у неё не оказалось, так что избрание состоялось довольно легко. Борис Годунов стал российским правителем де-юре!
Однако прошло всего два года, и он тяжко заболел. От чего – бог весть. На здоровье царь Борис до того не жаловался, так что не исключено, что болезнь явилась следствием попытки боярства отравить выскочку. А может и иное – таким же образом проверял в своё время лояльность боярства царь Иоанн… Как бы то ни было, когда на заседание Боярской думы Годунова принесли на носилках, совсем рядом с Кремлём, на Варварке, в палатах бояр Романовых в полной готовности к выступлению находилась многочисленная вооружённая челядь. На трон готовился воссесть Фёдор Никитич, старший из пяти братьев Романовых. Уже был готов его портрет в царском облачении, и с надписью, дабы ни у кого сомнений не возникло «Царь Фёдор Микитич Романов»!
Поспешил Фёдор, поторопился, нельзя судьбу подобными портретами дразнить. Вместо вестника о кончине Годунова 16 октября (1600 года по нынешнему летоисчислению и 1601 года по старому, принятому на тот момент) к его хоромам прибыл отряд стрельцов. После короткой стычки стало ясно, что попытка путча не удалась. Братья Романовы и приближённые к ним челядины оказались в заточении. Кто не попал в руки стрельцов, укрылись кто где. Среди сбежавших оказался и человек, вошедший в историю как Григорий Отрепьев или Лжедмитрий I, воспитанник семьи Романовых. Речь о нём – впереди.
Это – обстановка внутренняя. Все эти события, бывшие предвестниками Смуты, не могли не сказаться и на внешнеполитическом положении России. С таким трудом прорубленный Иваном Грозным выход к Балтийскому морю вновь захлопнулся. Западная граница России проходила от Нарвы чуть западнее Пскова, Великих Лук, Смоленска и Чернигова и дальше круто поворачивала в обход ногаев на восток, к Каспию. Швеция, Литва, Польша только выжидали удобный момент, чтобы навалиться на сползавшую к очередной усобице Россию. С юга раз за разом накатывались орды крымских татар. В то же время шло продвижение «встречь солнца», в Сибирь, где со смертью хана Кучума организованного сопротивления российской экспансии больше не существовало.
Непросто дело обстояло и с религией. Русские миссионеры несли православие на Восток. А с Запада наступал католицизм. 6 октября 1596 года была заключена Брестская уния, внёсшая раскол в православную церковь. Иезуиты всё прочнее закреплялись на землях, которые сегодня мы называем Украиной и Белоруссией.
Не будем идеализировать своих предков, не будем их и охаивать. Они были такими, какими и должны были быть – детьми своего времени. Мир наших героев, Кривоустовых, ограничивался Россией и ближайшими соседскими государствами – Швеция, Литва, Польша, далёкий Крым, очень далёкая Турция, неведомая Персия, ногаи и зауральская Сибирь. Что лежало за пределами этой Ойкумены, им было не ведомо.
А уж об Америке, о стране Перу, о горном хребте Анды они и вовсе не слыхали. Между тем, событие, которое произошло 19 февраля 1600 года на другой стороне Земного шара, сказалось на их судьбах самым неожиданным образом.
В тот день произошло грандиозное извержение вулкана Уайнапутин. В результате природного катаклизма на склонах горы сразу погибло полторы тысячи человек. Однако подлинная трагедия для человечества была ещё впереди. В воздух вулкан выбросил столько копоти и дыма, что над Северным полушарием Земли образовался экран, который не пропускал к поверхности солнечные лучи. Между тем, солнце – источник жизни на Земле. Закрой его – придёт беда…
Тогда никто не предполагал степень катастрофы, обрушившейся на человечество – а точнее, нависшей над человечеством. В Северном полушарии наступило резкое похолодание. В результате атмосфера оказалась перенасыщенной влагой, обратившейся в бесконечные осадки.
Надвигались неурожайные годы.
К записи "Кривоустовы. Год 1601-й" пока нет комментариев