110 лет первому полёту первого русского самолёта

Конечно, любой знаток отечественной истории насмешливо хмыкнет, прочитав этот заголовок. Однако тут неточности нет.

Разумеется, никто не спорит, что первый аэроплан отечественной постройки поднялся на крыло на четверть века раньше – его построил знаменитый Александр Можайский (см.: http://starodymov.ru/?p=32809 ). Однако тот полёт продлился всего несколько секунд и завершился неудачей, и развития опыт не получил – государство отказалось финансировать изыскания.

В 1910 году ситуация сложилась уже иной. За границей эра воздухоплавания уже началась, и Россия в очередной раз оказалась в числе догоняющих. (см.: http://starodymov.ru/?p=33290 )

Соответственно, в родимом Отечестве мода на авиацию всплеснулась до невиданных высот, да к тому же пользовалась покровительством Великого князя Александра Михайловича. Так что изыскания в области воздухоплавания приветствовались.

До мая 1910 года в небо над Россией поднимались только «этажерки» зарубежного производства, или же созданные по зарубежным образцам.

И вот 23 мая профессор Киевского политехнического института лётчик-конструктор Александр Кудашев первым в стране поднял в небо самолёт собственной оригинальной конструкции.

Александр Кудашев и его самолёт "Кудашев-1"

Аэропланы наших знаменитых конструкторов Якова Гаккеля (см.: http://starodymov.ru/?p=26064 ) и Игоря Сикорского (см.: http://starodymov.ru/?p=29595 ) поднялись в небо хоть чуть, а позже.

Александр Кудашев – княжеского, пусть и не слишком влиятельного, рода татарского происхождения (немного о том, как привечали на Руси татарских князей: http://starodymov.ru/?p=26723 ). По образованию и профессии – инженер-путеец. В разное время работал на железной дороге, заведовал землечерпальным караваном на Днепре, занимался исследованием свойств железобетона, преподавал.

Увлёкся небом, и, как сказано выше, построил первый в России самолёт оригинальной конструкции. Испытания аэроплана состоялась на Киевском ипподроме. Александр Сергеевич сам же свою машину и поднял в воздух.

Всего он на аэроплане «Кудашев-1» совершил четыре полёта. Во время последнего аппарат разбился.

Впоследствии Кудашев самостоятельно построил ещё три аэроплана. Все свои машины он называл по своей фамилии, с приставкой номера модели. Ни один последующий аппарат не повторял своего предшественника, конструктор всё время искал и находил новые конструкторские решения. В частности, построив два биплана, он понял, что будущее авиации – за монопланами, и два других разработал уже по новой принципиальной схеме.

На своих аппаратах он принимал участие в воздухоплавательных выставках (удостоен серебряной медали), показательных выступлениях, авиаперелётах. Получил приглашение и некоторое время работал в авиационной мастерской Русско-Балтийского вагонного завода (см.: http://starodymov.ru/?p=29844 ).

В 1911 году, участвуя в одном из показательных выступлений, в результате неудачной посадки получил травму и после излечения оставил авиаконструкторскую деятельность.

В 1914 году переехал во Францию, где работал преподавателем.

С началом Первой мировой войны (см.: http://starodymov.ru/?p=30392 ) пошёл добровольцем на фронт… И погиб в 1917 году.

А я до того, как начал работать над данной справкой, и не знал почти ничего об этом неординарном человеке…