ПЕРВЫЕ РУССКИЕ САМОЛЁТЫ

Продолжаю рассказ о знаковом для отечественной авиации 1910 годе

(Продолжение. Предыдущая публикация: http://starodymov.ru/?p=32792 )

110 лет первому демонстрационному полёту в Москве

Так уж получилось, что с начала текущего года ежемесячно наступает очередной 110-летний юбилей, связанный с отечественной авиацией. Ну что ж поделать, если 1910 год стал прорывным на ниве российского воздухоплавания!..

Итак, 2 мая состоялся первый демонстрационный полёт, который осуществил в Москве отечественный авиатор. Им стал Сергей Уточкин (см.: http://starodymov.ru/?p=32541 ) – человек невероятно талантливый и не менее на редкость несчастливой судьбы (как-то так получилось, что те же слова можно сказать о большинстве наших первых пилотов).

Не имея специального образования, он, тем не менее, самолично построил два аэроплана. Он, опять же самостоятельно, выучился на пилота и сдал соответствующие экзамены. Он первым в России организовал показательные полёты в ряде городов страны, а затем совершил своего рода турне по другим государствам, продемонстрировав, на что способен самолёт в умелых руках…

Однако столь великолепный взлёт окончился трагедией. Во время одного полёта Сергей Исаевич разбился и получил тяжелейшие травмы. Впоследствии в течение какого-то времени ему пришлось постоянно принимать обезболивающие лекарства, содержавшие наркотические компоненты. Ну и «подсел»…

А тут – домашние проблемы…

Психика человека не выдержала.

Едва пилот подлечился, началась война. Прапорщик Уточкин – на фронте. Во время одного полёта Сергей Исаевич жестоко простудился и 13 декабря 1916 года умер…

Было ему тогда 40 лет.

Конечно, это непозволительно рано… Но приходится признать, что в связи с этим ему не пришлось делать выбор между «белыми» и «красными», с чем пришлось столкнуться многим из его товарищей, не пришлось воевать со своими же…

***

110 лет первому полёту русского самолёта

Конечно, любой знаток отечественной истории насмешливо хмыкнет, прочитав этот заголовок. Однако тут неточности нет.

Как известно, первый аэроплан отечественной постройки поднялся на крыло на четверть века раньше – его построил знаменитый Александр Можайский (см.: http://starodymov.ru/?p=32809 ). Однако тот полёт продлился всего несколько секунд и завершился неудачей, и развития опыт не получил.

В 1910 году ситуация сложилась уже иной. Мода на авиацию достигла невиданных высот, да к тому же пользовалась покровительством Великого князя Александра Михайловича. Так что изыскания в области воздухоплавания приветствовались.

До мая 1910 года в небо над Россией поднимались только «этажерки» зарубежного производства, или же созданные по зарубежным образцам. И вот 23 мая профессор Киевского политехнического института лётчик-конструктор Александр Кудашев первым в стране поднял в небо самолёт собственной оригинальной конструкции.

***

110 лет первому полёту самолёта Гаккеля

А на следующий день в Гатчине под Петербургом совершил полёт ещё один аэроплан выдающегося отечественного авиаконструктора – Якова Гаккеля, за ручкой управления которого сидел лётчик Василий Булгаков. (На снимке – самолёт Якова Гаккеля)

Яков Гаккель считается одним из самых выдающихся авиастроителей на заре российского воздухоплавания. Его талант не смог проявиться во всей полноте из-за нечестных происков конкурентов (см.: http://starodymov.ru/?p=26064 ). Однако его вклад в практику создания самолётов отменить невозможно.

Главная его заслуга состоит в том, что Яков Модестович не пытался копировать уже существовавшие иностранные крылатые машины – он всё старался придумать и усовершенствовать сам!

Вот лишь несколько фактов к подтверждению данного утверждения – и обратите внимание, сколько раз появится слово «первый».

Каркас самолёта Гаккель первым начал собирать из стальных труб; соответственно, отказался от использования для этого популярного тогда бамбука. По-своему делал и лонжероны. Для расчалок использовал струны от рояля. Первым начал применять на стандартных в те времена шасси из велосипедных колёс новинку – пружинные амортизаторы, что позволяло ему сажать машины на неровную поверхность. Именно он первым догадался обшивать полотном фюзеляж, который на других машинах оставался просто рамчатым…

Первый самолёт конструктора Гаккеля поднялся в воздух в мае всё того же 1910 года.