ОТ БУДАПЕШТА ДО БРЕСЛАУ

На днях СМИ рассказали, как отметила Венгрия освобождение столицы… А именно: никак! Проигнорировал официальный Будапешт это событие. Не запретили российским и белорусским дипломатам, да небольшой группе местных антифашистов возложить венки к памятнику – и то ладно.

Оно ведь как получается!..

Группировка венгерской армии пошла в 1941 году в Советский Союз по шерсть, а после Сталинграда пришлось улепётывать остриженными (см.: http://starodymov.ru/?p=26677 )!.. В союзе с Гитлером мадьяры числили себя в стане победителей (вспомните великую по своей мудрости басню Пьера Вилье в переводе Ивана Дмитриева про муху, которая утверждала, что «Мы пахали»!, см. запись от 14 декабря: http://starodymov.ru/?p=26139 ), да только плачевно всё в конечном итоге завершилось… А самолюбие-то страдает – собственное недомыслие признавать-то не хочется!.. Казалось бы: состояли в свите Шерхана, пусть и в роли Табаки, а в феврале 1945 года довелось юшку по лицу размазывать… Даже гордость города – древний красавец мост через Дунай пришлось взорвать, чтобы Красной армии помешать наступать… Впрочем, это не помогло, город всё равно 3-й Украинский фронт взял; а мост через пару лет восстановили, опять же, с помощью Советского Союза…

Но мост – это только так, частность… Я его просто как символ бессмысленного разрушения на войне привёл. Главное, что Венгрия поначалу состояла в сателлитах у  побеждавших, а в результате пришлось признать, что ошиблись и в стан сильнейшего перебегать… Унизительно для национальной гордости.

Так что, по большому счёту, венгерские власти, проигнорировавшие юбилей, можно понять.

Не хочу в связи с этим рассуждать о моральных ценностях. Просто вернусь к фактам.

Таким образом, как уже говорилось, Будапештский «котёл» Красная армия ликвидировала (см.: http://starodymov.ru/?p=32177 ). Зато на северном фланге фронта 15 февраля 1945 года Красная армия замкнула окружение вокруг возведённого Гитлером в ранг крепости города Бреслау (старинный город Бранислав, если по-русски, и Вроцлав, если по-польски).

Об этой военной эпопее следует рассказать чуть подробнее. Я не настолько досконально знаю историю Второй мировой войны, так что не возьму на себя смелость утверждать безоговорочно… Однако, сдаётся, это факт беспрецедентный: битва за Бреслау началась ещё в январе, город оказался в окружении в середине февраля, а капитулировал только 6 мая – уже после падения Берлина. Где ещё обречённые гитлеровцы оказывали столь яростное сопротивление?.. Если специалисты знают, буду признателен за подсказку.

В связи с этим хочется поделиться некоторыми мыслями.

На момент окружения в городе оказалось, по разным данным, от 250 тысяч до миллиона гражданских беженцев. Сколько из них погибло, не знает никто; известно только, что в результате осады умерло очень много детей, в том числе и совсем ещё младенцев.

Советское командование не раз предлагало гарнизону капитулировать, а гражданскому населению покинуть город (подобные предложения советское командование дело неоднократно в подобных ситуациях и на других участках фронта: http://starodymov.ru/?p=32071 )… Кто-то, по всей видимости, так и поступил, однако таких оказалось мало; основная часть окружённых осталась в обречённом городе. Кто из чувства долга, кто – из страха перед пришедшими с Востока ордами варваров (не хочется повторять более уничижительные определения, которыми описывала наших дедов пропаганда Геббельса).

И вот тут – как удержаться!..

Сегодня все наши недруги – что внешние, что внутренние – попрекают Советский Союз в недостатке гуманизма по отношению к немцам и их союзникам, особенно к мирному населению, на заключительном этапе Второй мировой войны. Но вот описание конкретного примера: насмерть стоит гарнизон Бреслау – мужество солдата всегда вызывает уважением, под чьими бы знамёнами он ни сражался. Вполне закономерно, что на него сыплются бомбы и снаряды!.. И в условиях такой жуткой скученности людей рвущийся тротилом металл не разбирает – убеждённый ли ты фанатик-нацист, честный ли подчинённый солдат, или же несчастный беженец!.. (О том же: http://starodymov.ru/?p=31957 )

Если крепость не сдаётся, её расстреливают. Так было всегда!.. К величайшему сожалению, с величайшим и искренним сочувствием к угодившим под бомбы не-комбатантам.

…Самый крупный в осаждённом Бреслау госпиталь располагался в католическом храме, оказавшемся в непосредственной близости к передовой… В нём погиб главный хирург – конечно же, немец, не покинувший свой пост… Ну право, не думаю я, что некий советский артиллерист, досылая снаряд в канал казённика, думал: «А ну-ка пальну я сейчас по госпиталю, и вдруг повезёт попасть в хирурга!»… Нет, конечно!

Солдат жаждет убить врага, а не врача!.. Настоящий врач всегда и везде пользуется уважением солдата!

В гибели мирных жителей, оказавшихся в осаждённом городе, повинен не выстреливший советский солдат, а тот, по вине кого советский солдат пришёл сюда – развязавший эту войну фюрер германской нации! И следует напомнить, что тот самый советский солдат, который пришёл сюда через смерти и страдания от Сталинграда (см.: http://starodymov.ru/?p=26120 )!

Молодёжь этой песни не помнит, а наше поколение на ней воспитывалось (Михаил Матусовский: http://starodymov.ru/?p=16363 и Василий Соловьёв-Седой: http://starodymov.ru/?p=31470 ):

«Полем, вдоль берега крутого,

Мимо хат,

В серой шинели рядового

Шёл солдат»…

Этот солдат пол-Европы по-пластунски пропахал, и вот завтра у него последний бой!.. Так за что же его винить – в описываемой-то ситуации?.. Что посланный им снаряд попал в госпиталь?.. Так покажите мне карту с обозначением госпиталей и больниц, которую передало гитлеровское командование командованию советскому!.. Нет такой карты?.. Так что же на зеркало пенять?..

Я уже не раз и не два отсылал своих читателей к показательному эпизоду из кинофильма «Три дня лейтенанта Кравцова», в котором рядовой солдат рассуждает о том, как будет мстить на территории Германии немцам за все злодеяния, которые они совершили на его родной земле.

Если человек мстит врагу, его семьям и его стране, конечно же, это не есть хорошо, это подлежит осуждению… Однако понять-то его можно! (см.: http://starodymov.ru/?p=17617 )

Впрочем, об этом я уже писал…

А вот тема, которой ещё не касался.

Оборонявший Бреслау гитлеровский гарнизон был абсолютно обречён изначально. Из того же Кёнигсберга существовала хотя бы призрачная надежда эвакуироваться морем – вырваться из Бреслау шансов не имелось даже гипотетических. Наверное, это понимали все. Однако уже по ходу боёв сюда по воздуху перебросили несколько гитлеровских воздушно-десантных подразделений.

Знаете, когда я прочитал об этом, мне стало как-то не по себе… Несмотря даже на то, что речь в данном случае идёт о солдатах вражеской армии, которых их командование бросало на несомненную смерть, в лучшем случае, в плен.

Солдат, который воюет, имея за спиной тыл, и чувствует себя увереннее. Солдат, оказавшийся в окружении, понимает, что ему просто не повезло, что так сложились обстоятельства… Но каково солдату, которого «юнкерсом» переправляют воевать в обречённый гарнизон, в «котёл», из которого нет, и даже гипотетически не может образоваться выхода?.. Какие чувства должен испытывать солдат, занимающий место в самолёте, который собирается забросить тебя прямиком в не имеющую альтернативы безнадёгу?..

И какую цель преследовали генералы, которые направляли этих десантников в пекло, зная, что выписывают им билет в один конец?..

Понятно, что осаждённая крепость оттягивала на себя некоторую часть наступательного потенциала рвавшейся к Берлину Красной армии. Однако в том, что это уже не сможет реально повлиять на ход военной кампании в целом, сомнений не оставалось ни у кого!.. И Красная армия наступала неудержимо, и западные союзники спешили к Берлину…

Впрочем, именно в этом дело?.. Руководство рейха таким образом рассчитывало на то, что союзники к столице прорвутся раньше?.. И именно потому жертвовало разменной «серой скотинкой»?..

Да, и ещё.

Бреслау – это, как я уже упоминал выше, польский город Вроцлав. Однако в данной публикации я его сознательно именую именно немецким названием. Потому что на описываемый момент там отбивался именно гитлеровский гарнизон. И только когда Красная армия задавила-таки этот очаг сопротивления, и передала его Польше, вот с того момента и можно будет вспомнить о том, что это всё же Вроцлав.