РУССКИЕ СОЛДАТЫ-ПРИЗРАКИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

Некоторые рассуждения после премьеры документального фильма

Итак, по телеканалу «Культура» показали документальный фильм «Солдаты-призраки. Русские в Триесте». В съёмках его довелось принимать участие и мне (см. инф.: http://starodymov.ru/?p=29272 ). Потому и хочу поделиться впечатлениями об увиденном.

Когда фильм только создаётся, замысел его, или хотя бы идея существует в более или менее сформулированном виде в голове только одного человека – режиссёра. Любой другой участник съёмок может стать активным сотворцом его, либо же привлекаться в роли «говорящей головы» – но все остальные работают исключительно на замысел его, режиссёра.

Вот это положение хочется изначально подчеркнуть.

Направляясь на съёмки фильма, я представлял фабулу картины совершенно иначе, не так, как увидел впоследствии на экране. Соответственно, и рассуждал я совершенно об ином, не о том, что реально увидел.

И то, что я увидел в реале, совершенно не соответствовало моим ожиданиям.

При этом хочу особо подчеркнуть, что сам фильм, несмотря на это несовпадение,  мне понравился. Он убедителен, авторы провели огромную работу – вон сколько людей в разных странах задействовано!.. Не скрою: элементарно льстит самолюбию факт участия в подобном масштабном проекте!..

Так что – благодарность и уважение создателям картины!

И то, о чём я хочу немного порассуждать, ни в коем случае не в качестве критики, а исключительно в развитие мыслей, которые озвучивал я, и которые попали под нож монтажёра.

Первую мировую войну, наверное, можно назвать самой малоосвещаемой войной (см.: http://starodymov.ru/?p=28313 ). И причина тут вполне понятна. Последовавшие в результате её распад четырёх империй, революции – где удавшиеся, а где задушенные – в ряде стран мира, крушение прежней системы мироустройства, глобальная перекройка государственных границ, коалиционная интервенция против России… Эти все факторы затмили собственно мировую войну, задвинули её на второй план… Не войну как таковую, как кровавое социальное явление – а миллионы и миллионы погибших и искалеченных, перенесших невероятные страдания несчастных и обездоленных, все они оказались на задворках общемировой историографии…

При Советской власти об «империалистической» войне если и говорили, то только под вполне определённым идеологическим соусом, не заостряя внимание на судьбах людей. Думаю, подобная же картина наблюдалась и в Австрии, и в Германии, и в других проигравших странах.

Да ладно, чего об этом рассуждать! Главное, что я хочу сказать: о Первой мировой войне мы знаем непозволительно мало! Благо, хоть в последнее время, в связи со столетием её, хоть что-то начали рассказывать.

Как вот в приведённом фильме, например.

Второе. Это военнопленные. Самая обездоленная часть народа воюющего государства.

В конце XIX столетия ведущие страны мира приняли ряд документов, которые должны бы регулировать вопросы обращения с пленными (см.: http://starodymov.ru/?p=14033 ). И на бумаге всё выглядело вполне благообразно. На деле же… В приведённом фильме рассказывается довольно подробно, как реально содержались русские военнопленные в австрийском плену.

Уже после участия в съёмках фильма я читал дневники Марии Фёдоровны – вдовы Александра III (см.: http://starodymov.ru/?p=29223 ). И из них узнал, что по инициативе вдовствующей императрицы осенью 1914 года была создана совместная комиссия под эгидой Международного Красного креста по контролю за содержанием военнопленных в России и Австро-Венгрии. А ещё хочу отметить тот факт, что примерно в то же время Николай II издал указ, в котором предписывалось гуманное отношение к военнопленным, которые являются «защитниками своего отечества» (см.: http://starodymov.ru/?p=15449 ).

Будем реалистами! Что просторы России, что её людские ресурсы позволяли вывезти пленных подальше от фронта и не использовать их на строительстве оборонительных сооружений, как это происходило в той же Австро-Венгрии, вынужденной воевать на нескольких фронтах. Боже упаси – это не оправдание извергов, загубивших неисчислимое множество наших земляков, о чём шла речь в фильме. Это просто констатация факта.

Так вот, повторю ещё раз: военнопленные – самая ущемлённая часть общества воюющего государства. Впрочем, я стараюсь избегать превосходных степеней, к каковым относится слово «самая»… Просто отмечу: жуткое это дело – плен. (см.: http://starodymov.ru/?p=22684 )

В фильме поднимается и активно обсуждается вопрос о том, почему Фёдор Сычёв не вернулся на Родину, и остался в Италии. Создатели фильма задавали этот вопрос и мне, и я рассуждал по этому поводу.

Только сейчас я подойду к вопросу несколько с другой стороны.

Если взять огромное количество пленных, содержавшихся в лагерях Австро-Венгрии… Какова судьба этой массы людей?.. Кто-то погиб или умер, кто-то по освобождении вернулся на Родину, кто-то остался в какой-то из стран, куда его занесла судьба… Такой расклад – неизбежен! Он – из разряда статистики!

Какое-то количество освобождённых (или сбежавших из плена) людей неизбежно осталось где-то там, в чужих землях. И Фёдор Сычёв – один из этого объективно сложившегося статистического столбца. Просто так случилось, что родственники именно его – одного из остальных оказавшихся в аналогичном положении – начали розыск русских родственников!

Конечно же, судьба Фёдора уникальна – однако она составная часть общей закономерности. Мы можем сколько угодно рассуждать о данном конкретном случае – но при этом нужно признать, что аналогичных (хотя и неповторимых) случаев происходило довольно много.

После этой преамбулы и продолжу.

Мы не знаем, по какой причине Сычёв решил остаться в Италии.

Кстати!.. В фильме мельком проскочила информация о показательном факте. При австрийском владычестве в Триесте проживали представители разных национальностей, и свободно говорили каждый на своём языке. А с приходом итальянцев все, кроме, понятно, итальянского, оказались под запретом. А мы говорим о суровых тевтонах и лёгких в общении итальянцах.

Так вот… Почему он остался?.. Да можно привести сколько угодно вероятностных причин!

Почему его товарищи по плену, по несчастью, стремились домой?.. На мой взгляд, главную причину можно выразить словами: здесь их ничто не держало, зато там – они верили – их ждут. Если ещё проще, здесь они не видели перспективы пребывания, а туда их манила надежда, что они нужны Родине, родным, близким. Если же у человека здесь появлялся какой-то якорь, а там – полная неопределённость… Вот в этом случае перед человеком вставал выбор, и куда он качнётся, человек решает здесь и сейчас, и навряд ли его сможем в полной мере понять мы, из XXI столетия, в котором мы по самым разным вопросам рассуждаем иначе, чем во времена оны.

Мы ведь ничего не знаем о Фёдоре Сычёве! Да, скорее всего он был женат в России. Но насколько счастливым был этот брак для него?.. Тянуло ли его к жене через столько лет разлуки?.. Он знал о событиях в России после 1917 года, причём, знал в преломлении местной пропаганды – сначала австрийской, затем итальянской… Каково было его личное отношение к Советской власти?.. Под чьё идеологическое влияние он попал?.. По какой-то причине, судя по всему, он в какой-то момент он остался на чужбине один, без земляков – товарищей по несчастью… И что ему делать, куда направляться в одиночку?..

И ещё… Быть может, у него имелись какие-то основания опасаться возвращения в Россию?.. Я не хочу развивать эту тему, просто хочу заметить прописную истину: жизнь – штука сложная, и немало терний и ухабов встречается у каждого на пути.

Хотя лично мне более привлекательной видится иная версия. Пригрела несчастного местная красавица… И куда идти в этом случае?.. К кому – после, повторюсь, стольких лет разлуки?.. И что наш герой знал о судьбе своей семьи, и вообще мы о ней ничего не знаем… Ежели к тому же не существует какого-то отлаженного механизма возвращения на Родину…

Любовь, женская ласка, нежная забота… Каждый вправе объяснять поступок Фёдора Сычёва по-своему; мне же как-то больше по душе данная романтическая версия. Конечно, мне можно возразить, что заграничная романтика могла ударить по судьбе кого-то здесь, в родной стране…И что тут скажешь?.. Такова жизнь…

…В общем, хороший фильм. Спасибо создателям!..