КТО ЗНАЕТ, КАК ПРАВИЛЬНО ВОСПИТЫВАТЬ ДЕТЕЙ?..
Очередной бесконечный сериальчик про наших крутых спецназовцев.
Исходной точкой одного из сюжетов становится эпизод, когда некий мальчишка совершает проступок на грани криминала.
И в финале вся из себя такая правильная и прямолинейная героиня-супермен – конечно же, без семьи и детей – пеняет матери: мол, получше нужно смотреть за ребёнком и правильно его воспитывать!.. В самом деле: кому, как не ей, знать, как правильно воспитывать детей – со стороны-то и абстрактно-отвлечённо!..
А я сразу вспомнил о том, что в «силовых» ведомствах и различных воспитательных структурах инспекторы по работе с семьями, психологи по семейным отношениям – все сплошь одинокие женщины. Оно и понятно: у семейной женщины и своих забот хватает – не до того, чтобы поучать других!..
Нет-нет, на бытовом уровне – сколько угодно, тут уж советчиц по любому вопросу сколько угодно! Но чтобы сделать это профессией, да при живом муже и своими проблемами с детьми – таких найдётся не так много.
Помню, был ещё мальчишкой, и каким-то образом попал я на лекцию о взаимоотношениях родителей и детей в Обществе Знания – имелось такое в советские времена. И вот лектор что-то рассказывал – я не помню что. А в конце ему какая-то женщина задала вопрос: а вы-то сами, дорогой товарищ, как с детьми-то у вас самого отношения.
Как сейчас помню: лектор поднял на неё такой тяжёлый взгляд, и вздохнул угрюмо, ответил, что он рассказывает о том, как должно быть, а не о том, как есть на самом деле…
Нет на свете дела, более сложного и противоречивого, чем воспитание детей. И уж рецептов этого процесса – нет и быть не может. То есть, они, конечно, есть, рецепты, и их море, но нет универсального, единого для всех.
Ну а лучше всех в этом вопросе разбираются, конечно же, люди, которые собственными детишками не обзавелись. Да и неведомо, обзаведутся ли…
Позвольте, Николай Александрович, с вашим авторитетным мнением не согласиться. Многие теории воспитания и развития были разработаны людьми, которые либо не имели детей, либо имели, но ими почти не занимались, ибо были поглощены глобальными идеями воспитания. Например, помочь воспитанию бедных, неимущих, трудновоспитуемых. Вот взять, к примеру, знаменитого Иоганна Песталоцци, на чьих практиках и теориях воспитания построены методики и нынешних воспитательных учреждений. У него был один сын, но он мало им занимался, работая с детьми из бедных семей, накапливая опыт там и выработав множество интересных теорий именно на этом поприще – работы с чужими детьми. Так что тут нельзя, на мой взгляд, судить столь категорично о тех, кто, мол, детей не имеет, а лучше всех знает, как их воспитывать. Кстати, у Ушинского тоже был один сын, который впоследствии умер, но этот факт не помешал стать Константину Иванычу великим педагогом и разработать теории воспитания, применяемые по сей день. И у Макаренко детей своих не было, а только приемные. А скольких чужих он воспитал и не дал пропасть.
Спасибо за реплику, Инесса! Наверное, и в самом деле погорячился. Уж больно зацепила реплика из фильма… Только я ж писал в первую очередь о том, что воспитательный процесс со стороны выглядит проще, чем если сам им занимаешься. А приведённые примеры – что ж, это ж выдающиеся люди! А мы, простые смертные, и допускаем ошибки. Как в воспитании, так и в рассуждениях о нём.