ПРОЩАЙ, МИХАИЛ!

Умер Михаил Лещинский…

Уходят, один за другим уходят известные люди нашего поколения. Ну, пусть не совсем нашего, чуть постарше, но всё же идейно – нашего.

Мы с Михаилом были знакомы – и в Афганистане, и в период моей службы в Организации «Боевое братство». Нет, мы не были с ним даже приятелями, и здоровались-то, как говорится, через раз. Однако журналистские пути-дорожки наши пересекались, и неоднократно.  (См.: http://starodymov.ru/?p=2636 )

Последний раз мы с Михаилом встречались несколько лет назад в Кремле, на Дне воина-интернационалиста (см.: http://starodymov.ru/?p=13188 ). Так, перебросились несколькими дежурными фразами… Помнится, ещё  перемолвились о том, что новые военные конфликты всё дальше оттесняют Афганскую войну в забывающуюся историю… И разошлись – в той многотысячной толпе многие с ним хотели пообщаться. Как выяснилось, навсегда…

А впервые встретились мы с ним в Афгане (в этом тексте имя Лещинского встречается несколько раз: http://starodymov.ru/?p=90 ). Он прилетал на похороны погибшего губернатора Герата. Наша дивизия тогда обеспечивала безопасность президента страны Наджибуллы.

Теснее всего мы с ним общались во время вывода из Шинданда танкового полка в октябре 1986 года (Об этом: http://starodymov.ru/?p=586 ).

На выводе войск в феврале 1989 года мы с Лещинским уже не встретились – он находился в Термезе, а я в Кушке (см.: http://starodymov.ru/?p=113 ).

Ну а затем уже в Москве…

О Михаиле Лещинском можно сказать, что Афганистан стал звёздной вершиной его журналисткой карьеры. Повезло?.. Разве что в какой-то степени. Но вспомните, кого ещё сможете назвать из представителей телевизионной братии, освещавших события того трагического и героического десятилетия?.. Ну, разве ещё Александра Каверзнева… Всё! А вот Михаила помнят все, кого хоть как-то коснулась та война.

Значит, не везение тут всё же главное…

Для журналиста, бесспорно, важно оказаться вовремя в нужной точке. Однако как именно ты доведёшь до народа информацию, зависит не от степени «горячести» факта, а исключительно от таланта журналиста. Так что с Михаилом получилось попадание в «яблочко»: он и в самом деле оказывался в нужном месте, однако ж и рассказать об этом нужно было уметь.

Михаил умел.

Насколько я знаю, сейчас к 30-летию окончания Афганской войны, и к 40-летию её начала готовится несколько телевизионных проектов. Я не вхожу ни в один из авторских коллективов – хотя и принимал участие в качестве интервьюируемого в парочке из них. Так вот, я не сомневаюсь, что немалое место в каждом телепроекте будут занимать съемки и комментарии Михаила Лещинского, сделанные тогда, «за речкой». Уже ушедшего от нас человека, которого мы считали телевизионным глашатаем той, всё дальше уходящей в прошлое войны.

В моей фототеке нашлось всего несколько снимков Михаила. Они датируются 1992 годом и сделаны во время похорон генерала армии Виктора Дубынина.

Ну и конечно же, фото с вывода 24-го танкового полка…