ДУША ЧЕЛОВЕКА РАСКРЫВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПОЭЗИЮ
Тревожные размышления по прочтении подборки стихотворений
С удивительным проявлением поэзии мне довелось столкнуться!
По служебной необходимости довелось мне готовить поэтическую подборку.
Человек, бесконечно далёкий от стихотворчества, я к произведениям данного жанра отношусь исключительно интуитивно: нравится написанное или нет. Я не различаю ритмов и размеров с точки зрения критика – а расцениваю по иному критерию: цепляет за душу или нет. За это неоднократно подвергался остракизму со стороны профессиональных стиховедов.
Например, мне когда-то понравилось вот это стихотворение:
Однако оказалось, что там нелады с собственно стихосложением.
Небезупречным оказалось и другое произведшее на меня впечатление поэтическое произведение:
Но самой жёсткой критике из выделенных мною стихов подверглось вот это:
…И данный ряд можно продолжить. Наверное, только следующее мой главный знакомый поэтический критик одобрил:
Но работа есть работа – и возложенные на тебя обязанности следует выполнять.
Так что готовлю я, значит, подборку.
И открываю папку, в которой оказывается почти две сотни стихотворений. Так получилось, что неплохо знаю автора их…
Вернее, я думал, что неплохо её знаю. Думал до того самого момента, как начал читать стихи.
Повторю: без нужды я стихов не читаю. И потому в этот раз я впервые в жизни в полной мере осознал то, что ни в какой иной области искусства настолько наглядно не проявляется душа, как в поэзии.
Красивая, обаятельная, милая улыбчивая молодая женщина. Замужем. Рассказывают, что муж её обожает. Ребёнок. Имеет возможность заниматься творчеством. Производит впечатление вполне успешной дамы, у которой всё благополучно по всем пунктам.
Господи, и как же не совпадает этот её образ с бездной, которая открывается в её творчестве!
Безнадёжное одиночество, отчаянная тоска по любви, беспросветная серость будней… В стихах не встретишь ни любимого мужа, ни материнского чувства, ни, скажем, чего-то светлого по отношению к родителям… Там напрочь отсутствует даже косвенный намёк на малейшую симпатию где-то на стороне – я не говорю о чём-то большем.
Так и хочется просить:
- Как же ты, девонька, живёшь в этом беспросветном мраке своей души?..
Не спрошу, конечно. Во-первых, кто я такой, чтобы такие вопросы задавать?.. А во-вторых, вполне вероятно, что возмутится она, скажет, что у неё всё прекрасно… В самом деле – душевная тоска настолько непостижимая вещь, что и сам носитель её может не признаться…
Я уже не раз слышал о том, что едва ли не самая большая проблема у поэтов – взаимоотношения их творчества с жёнами. С этим и прозаики сталкиваются, но всё же не настолько часто. А вот поэт только напишет «Я вас люблю!..» – и супруга тут же допрос с пристрастием: кому это ты адресуешь?!.
Ну а тут…
Как это супруг – по рассказам, очень умный и обаятельный, любящий свою поэтессу мужчина – может не видеть такое настроение супруги в её творчестве?.. Не понимает, что это не просто рифмоплётство, а духовная тоска?.. Или видит, да поделать ничего не может?.. Лаской старается растворить ту безнадёгу?..
Не знаю.
И ещё думал я вот о чём.
Поэтесса, о которой идёт речь, милая и улыбчивая, благожелательная и обаятельная женщина. Ну просто олицетворение благополучия. Кажется таковой. Но только благодаря стихам понимаешь, что это только внешнее впечатление, невероятно обманчивое.
Соответственно, напрашивается закономерный вопрос! Сколько ж перед глазами проходит других женщин – тоже милых и обаятельных. Но они не пишут стихов, и не предлагают их для всеобщего ознакомления. Так у скольких из них душа также погружена в безнадёгу и тоску?..
И некому ответить на этот вопрос.
Я думаю, что многие и не пишут не только стихов но и прозы, понимая что через текст раскрываешься. знаю одного писателя- он пишет только о природе. осознанно. Потому что напиши он хотя бы пару страниц о людях и сразу станет ясно- кто он и какова его душа.
Но в стихах это всё же заметнее