ФИЛЬМ О ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРОГО ЛИШИЛИ ВСЕГО!

Фильм «Лучшее предложение». Это фильм об идеально продуманном и выполненном преступлении. Это внешняя сторона. Ну а внутренняя – куда сложнее!

Когда я смотрел фильм, сразу понял, что это не американская картина. Оказалось, действительно – Италия!

В фильме две ключевые мысли, на которых основана идея. Первая: подделать можно всё, даже чувства – было бы желание, ну и талант, разумеется. И вторая: при изготовлении любой подделки автор непременно привносит нечто своё, личное, индивидуальное, что непременно чуточку будет отличать копию от подлинника. Искусство оценщика в том и состоит, чтобы уметь разглядеть это отличинку, эту крохотную отсебятинку…

И ещё это фильм о том, что у каждого человека непременно есть точка, нащупав которую, как поётся к песенке, «делай с ним что хошь!». Стамп у Элекроника заветную кнопку не нашёл – но это не значит, что её не было!

…Итак, жил-был великолепный эксперт по старинным произведениям искусства. Он легко и безошибочно определял, подлинная перед ним картина, или же  копия или подделка. К тому же он был аукционистом. Человек очень богатый, он казался накрепко закрытым для любых человеческих слабостей…

Однако, как и у любого человека, имелась у него одна слабость. Он, будучи уже весьма немолодым и внешне неприступно-холодным человеком, оставался в душе романтиком и преклонялся перед Женщиной, перед её красотой. А потому, будучи весьма небедным человеком, он коллекционировал женские портреты – только шедевры и только подлинники. В его особняке имелась заветная просторная комната, стены которой были увешаны этими произведениями искусства – сотни и сотни полотен теснились по всей их площади от пола до потолка. Наш герой иногда садился в кресло – оно, да столик составляли всю мебель помещения – и созерцал своё достояние.

Собирал он свою коллекцию на протяжении десятилетий. И теперь она стоила целое состояние. На неё-то и покусились преступники.

Но как до неё добраться?.. Взлом, ограбление, кража исключались – о безопасности тайной комнаты герой позаботился. Нужно было сделать так, чтобы он сам открыл её! Но как?!.

Женщина – самая прелестная отмычка на белом свете!

Оценщику и подбросили такую отмычку. И ещё как искусно!

А в качестве приманки использовали другую, не менее действенную струнку в душе человека – любопытство. На сочетании этих двух «заманух» – романтизма и любопытства – и построили замысел преступники.

На протяжении почти всего фильма думаешь, что смотришь сладенькую мелодраму с закономерным хэппи-эндом. Своеобразный перепев истории о Пигмалионе. И только в самом финале становится понятным, кто есть кто в сюжете; и мелодрама теряет первую половинку слова и превращается просто в драму. В кошмарную жестокую драму.

В общем-то, в пересказе всё выглядит довольно банально. Хитромудрый механик и любитель/любимец женщин придумывает план, причём, такой, чтобы жертва сама избрала его своим ментором и советчиком.

Представьте себе ситуацию. Молодая женщина страдает редкой фобией: она не может выходить на улицу и показываться людям. При этом она владеет огромным особняком, полным антикварной мебели и старинных произведений искусства. Для оценки и последующей продажи наследного имущества она и приглашает нашего героя, общаясь с ним исключительно по телефону. И при этом ему, герою, подкидывают фрагменты некой загадки, которая его, как антиквара, заинтересовала. Подчеркну: его, немолодого и поднаторевшего в интригах человека, затягивали в ловушку постепенно, исподволь, осторожно раздувая любопытство, а затем и чувства к таинственной владелице особняка.

Могла ли молодая красивая девушка просто так влюбиться в весьма немолодого человека, к тому же всего погружённого в свою работу, всегда наглухо закрытого для простых человеческих слабостей?.. Нет, конечно! А влюбиться во влюблённого уже в неё избавителя от фобии, благодаря которому она стала открывать для себя большой мир?.. Это уже теплее!..

Ну, дальше всё понятно. И подцепили антиквара сначала на крючок любопытства. И постепенно влюбился он – сначала в подброшенную ему загадку, а затем и в таинственную незнакомку. И она искусно подделала любовь – едва проклюнувшуюся, робко прорастающую, вырвавшуюся наружу и охватившую всю её жаркой страстью.

Бдительность антиквара невозможно было бы усыпить любовью в варианте «похоть и постель». Зато любовью в варианте «романтизм и благодарность», как оказалось,  вполне осуществимо.

Всей своей романтической душой влюблённый антиквар, конечно же, доверил ей самое для себя святое: показал возлюбленной своё заветное собрание картин. О, насколько великолепно женщина сыграла изумление при её виде!.. Она не восхитилась стоимостью и красотой увиденного – она продемонстрировала ревность, что, наверное, вовсе умилило старика.

Ну а потом, как понятно, коллекцию похитили. Вывезли всю, за исключением единственной картины, которая уже выполнила свою миссию, и больше преступники в этой поделке не нуждались.

Такого двойного удара антиквар не перенёс – он оказался в психиатрической лечебнице.

Потом, правда, он оказался опять на свободе, но как-то неубедительно. Однако это требовалось создателям фильма, чтобы объяснить нам, зрителям, кто из окружения антиквара затеял всю эту многоходовку, кто был втянут в интригу, и как её практически осуществили…

Фильм, приходится признать, снят несколько занудливо, несколько затянут, и иногда возникало желание взять в руки пульт. Однако вот удержался. Имеется в нём нечто, что постоянно удерживает от желания щёлкнуть кнопкой другого канала. И это здорово!

И ещё хочется отметить, что в нём происходят весьма любопытные психологические диалоги между антикваром и механиком. О любви, о взаимоотношениях мужчин и женщин, об искусстве и о подделках, о том, насколько те же подделки распространены в области человеческих чувств…

…Собственно развитие криминальной (и любовной) интриги началось с того, что антиквар нашёл шестерню – нашёл там, где её оказаться никак не могло. Образно получилось! Потому что, как оказалось, зубья этой шестерни вошли в зацепление с механизмом души героя картины – и по длинной цепочке отперли запоры заветной комнаты.

Нередко случается, когда смотришь криминальную картину, и видишь искусственные повороты сюжета, когда авторам не удалось убедить зрителя в том, что так могло быть… Здесь этого нет. С точки зрения психологии фильм выглядит очень убедительно. Ну а явная искусственность финальной сцены… Да ладно уж! Как-то ж нужно было завершить. В любом случае, точка в картине получилась яркой и запоминающейся.

Старик, лишившийся в этой жизни всего! Коллекции, любви, романтического преклонения перед Женщиной, репутации, друга…

Насколько это страшно!