ПАМЯТЬ ОБ УШЕДШЕМ ДРУГЕ
Впервые об Александре Маргелове я пишу «был»
Такие материалы очень трудно писать. Душу переполняют горькие чувства, а слов подходящих не находишь. Слова кажутся плоскими, равнодушными, примитивными, банальными…
В эти дни интернет переполнен информацией об Александре Маргелове. В основном пишут о подвиге, который он совершил, соглашаясь на смертельно опасное десантирование в боевой машине. И это правильно: на такое мог решиться исключительно решительный человек. А ещё человек, бесконечно верящий своему отцу, не желающий проявить в его глазах хоть малую толику поведения, недостойного офицера. Человек, любящий отца, гордящийся им, желающий, чтобы и отец им гордился.
И нет сомнения, что великий Василий Филиппович гордился Александром! Звезду Героя они оба носили по праву – и отец, и сын!
Когда из жизни уходят простые люди, даже соседи, с которыми они всю жизнь ругались, говорят об ушедших добрые слова. И чем более известный человек покидает наш мир, тем больше после смерти у него вдруг проявляется друзей – с умершим куда проще, а порой и выгоднее, дружить.
Соответственно, в эти дни многие и многие россияне, да и представители ряда других государств говорят и пишут об Александре Маргелове: «умер мой друг». И я – не исключение! Я, человек, который к слову «друг» относится очень требовательно и избирательно, называю Сашу именно другом.
Но самое парадоксальное, что ни я, ни множество других людей, числя себя в его друзьях, ничуть не искажаем правду! Я не так много знаю людей, столь общительных, столь открытых для дружбы, столь щедро одаривающих окружающих ею!
Где бы он ни появлялся, вокруг обязательно собирались люди. И он многих узнавал – память у Александра была великолепная, а с кем ранее и не встречался, даже те неизменно притягивались к нему. У него словно имелся некий изначальный талант к общению!
Казалось бы: у Александра невероятно широкий круг общения. Он – участник множества мероприятий, он жил в постоянных разъездах (я бы сказал «разлётах», насколько допустимо такое слово), перед его глазами проходило немыслимое множество лиц… А он не уставал от этого коловращения…
Хотя чего ж это я за него расписываюсь… Наверное, и уставал, однако именно в нём, в коловращении, видел смысл своей жизни.
Все последние годы жизни Маргелов посвятил общественной деятельности. Он постоянно выступал перед школьниками и солдатами, участвовал в ветеранских мероприятиях… Причём, в мероприятиях самого разного уровня – он сидел в самых высоких президиумах, и легко принимал приглашения встретиться, скажем, с начинающими военными писателями… Он просто не мог сидеть на месте – он спешил жить!
Мы с Александром встречались довольно часто. На различных мероприятиях, в основном. Всегда благожелательный, всегда подтянутый, каждый раз обязательно подтрунит – в точку, но по-доброму… Он выглядел значительно моложе своих лет, и возраст его души соответствовал именно внешней моложавости, но никак не биологическим годам.
Последний раз (именно последний, увы!) мы с Александром общались не так давно, в конце мая, если не ошибаюсь. И он ни словом не обмолвился о своих проблемах со здоровьем.
Александру Маргелову я искренне благодарен лично.
Пару лет назад у меня возникла серьёзная проблема. И Александр оказался одним из очень немногих моих друзей, кто попытался мне реально и конкретно помочь в её разрешении. Не получилось, это да, однако он хотя бы попытался это сделать! Более того, помогал он мне и потом, считая себя ответственным за неудачу. А потому я ходатайствую, чтобы тот случай на небесных скрижалях был занесён именно в число добрых дел, а не неудач!
А почему не удалось?.. Да тут всё просто! Несмотря на свой возраст, несмотря на богатейший жизненный опыт, Александр до самого конца жизни сохранял искреннюю веру в людей, в их доброе начало… Я невольно стал свидетелем того, как его подло и низко обманул подонок, которого Александр рекомендовал, как друга.
Из этого я делаю вывод, что, наверное, вокруг Александра Маргелова и его имени вращалось некоторое количество непорядочных людей, которые, подобно рыбам-прилипалам, использовали его репутацию честного и порядочного человека.
В моих глазах, даже этот факт служит в плюс Александру! Это ж надо сохранить такую чистую душу, чтобы до конца дней своих верить в ЧЕЛОВЕКА! Бог с ним, что он не умел разглядеть в человеке зло – главное, что он умел видеть добро!
…Когда из жизни уходит кто из друзей, начинаешь вспоминать, в чём его подвёл, какую его просьбу не выполнил, в чём оплошал в его глазах… В отношении Александра у меня и в самом деле остался большой грех. Он не раз приглашал меня приехать к нему, чтобы показать музей-квартиру его отца.
Недавно я вычитал фразу, которая очень подходит к этому случаю. «Нестрашно отложить дело на завтра – никогда не откладывайте его на потом». Вот так оно и вышло: откладывал я этот визит на потом, откладывал…
Дооткладывался…
И теперь сколько ни кайся, сколько ни винись, сколько ни посыпай пеплом седины, а только всё равно поздно уже.
Прости меня, Александр!
Покойся с миром! Мы никогда не забудем тебя – я, твои друзья, советские десантные войска… Да и всё человечество, коль имя твоё навсегда впечатано в Книгу рекордов Гиннеса!
Ну и ещё один штрих в завершение этих сумбурных строк.
История России, её военная составляющая невероятно богата выдающимися личностями. Но имеется в нашем народе какая-то просто патологическая черта – не ценим мы по-настоящему замечательных людей, отдавая предпочтение эпатирующим ничтожествам. Одним из таких выдающихся военных деятелей, явно недостаточно оценённых памятью людей, на мой взгляд, является легендарный Василий Филиппович Маргелов.
Его сыновья, Александр и Василий, написали книгу о своём великом отце – «Василий Маргелов. Десантник №1». Опять же, Александр выступал консультантом сериала о Василии Филипповиче.
Теперь бы о самом Александре фильм снять! Право, это такая биография, что вполне заслуживает экранизации!
Николай СТАРОДЫМОВ
Ушёл офицер. Настоящий! Сильный! Честный! Отважный!
Человек, проживший жизнь достойно. Наш товарищ. Командир. Однополчанин.
Вечная тебе память, спи спокойно, брат.
Печальная новость… земля ему пухом!
Подписываюсь под каждым словом Николая!Ты прав, дружище, про “на потом”… Как-то один кремлёвец из моих выпускников рассказал мне одну свою житейскую историю, когда ему звонили друзья по учёбе и предлагали встретиться… И всё время что-то мешало, поэтому они откладывали эти встречи. Прошло время, звонит он, а ему жена друга говорит, мол, приходи через два дня, как раз на сорок дней… Через неделю звонит другому, а в ответ: “Паша, его уж как полгода нет, ушел в небесный батальон…” После этого, когда ему звонят – Он всегда говорит: “Где, когда и во сколько?”
Я сегодня должен был с ним встречаться по поводу фильма о Маргеловых. В лицей пришёл толковый парень Анатолий Бочкарёв, который просто болел темой этого фильма. Я Василичу об этом рассказал и он согласился на этот фильм. Как же символичны эти проклятущие четыре часа утра… Не спалось и ворочалось… Муза замучила. Без пяти-семи минут четыре встал, кофе, сигарета, кофе, сигарета… И стихи попёрли какие-то грустные… А по сути одно из них стало
“ПАМЯТИ ДРУГА”
Маргелову Александру или просто
Василичу: Другу, Брату, Человеку…
Всю жизнь прослужившему Бате!
Всё чаще взор бросаю в небеса,
Пожалуй, это возраста примета,
Когда уже не веришь в чудеса,
А просто ждёшь добра, тепла и света…
Всё чаще обращаясь к небесам,
Когда тепло не дарит даже лето,
Добро души ты раздавал друзьям
И это тоже возраста примета…
Всё чаще взор, бросая в небеса,
Ты от Всевышнего как-будто ждал ответа,
За то, что в детстве верил в чудеса,
Хоть Господу и не давал обета…
Всё чаще взор бросаешь в небеса…
Ильич – 05:10 —07.07.2016 г.
Р.S.: Как-то общаясь с Василичем в его домашнем музее он сказал, мол, “надо чаще нырять в небеса и там искать ответы на все земные вопросы…” Насколько глубока философия этой простой фразы. Я тогда ему задал вопрос про кадр из фильма, где Батя, после его удачного прыжка, передёрнул затвор наградного парабеллума, сказал ему: “Лови на память”. Это не было фантазией режиссёра. Василич смотрел мне в глаза и как-то вдаль, как бы сквозь меня:”Ильич, -спросил он, – как ты думаешь, как бы поступил Батя, если бы ему доложили, что десантирование прошло не по его плану?..” У меня не было других вариантов ответа кроме одного…
Как нам теперь будет не хватать этого Человека!..
Согласен с тобой, Ильич. Сам думал о том, что есть люди, после ухода которых остаётся пустота, которую ничем невозможно заполнить.
Искренние соболезнования его близким! И светлая, добрая и большая ему память…
Коля, прочитал твои душевные строки о Маргелове и подумал, что лучше тебя это, наверное, не сделал бы никто. Да, ушел из жизни НАСТОЯЩИЙ ЧЕЛОВЕК, о котором действительно нужно написать, как минимум, повесть.
Остается лишь выразить сожаление о том, что ушедшего навсегда не вернешь, а также о том, что при жизни Александра ты никогда не говорил мне, что был с ним знаком…
Наверное, просто речь не заходила…
Спасибо за добрые слова, Сергей!