ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЬБОМ
«РУССКАЯ ВЕТВЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ДРЕВА МОЛДОВЫ»
и некоторые впечатления от него
Итак, довелось мне впервые в жизни побывать в Молдавии.
Спасибо за это судьбе, а также Олесе Рудягиной.
И вот когда я уже готовился пересечь Государственную границу Молдавии, и оказаться на той территории аэропорта, которая вроде как не принадлежит никому, и в
то же время – всему человечеству… В общем, уже в аэропорт Олеся привезла мне подарок.
Каталог-справочник «Русская ветвь изобразительного древа Молдовы». Дарственная надпись:
«Воину, журналисту и писателю Николаю Стародымову от ликвидатора-чернобыльца, художника и прозаика Сергея Сулина.
Г. Кишинёв
«Пушкинская горка».
6.06.2016»
Вполне естественно, подарок я с благодарностью принял. И внимательно его изучил.
Но сначала – вступительная статья и выходные данные издания!
А свои мысли и впечатления помещу после информации об альбоме. В частности, о живописи в стиле «ню».
В каталог-справочник «Русская ветвь изобразительного древа Молдовы» вошли творческие биографии членов Товарищества «М-АРТ» и художников, наиболее энергично с ним сотрудничающих, мастеров разных национальностей с обоих берегов Днестра – тех, кому близки Россия и русская культура.
Здесь также приведены данные о некоторых русских художниках, приехавших работать в Молдавию после Великой Отечественной войны, о местных бессарабских мастерах, учившихся в разное время в России, чьи работы из фондов СХРМ демонстрировались на выставке Товарищества «М-АРТ» ко Дню России – «Русская ветвь изобразительного древа Молдовы», 2005 г., в Выставочном Центре СХРМ Константин Брынкушь.
В альбоме собрана информация и о ряде художников – выходцев из России или там учившихся, чьи достойные произведения, к сожалению, не экспонировались на выставках Товарищества (Кобизева К., Фитов Л., Хоровский Ю., Сажина Н„ Серова Н„ Кузьмин А., Майоров С., Хазов И., Румянцев Ю., Смышляев А. и др.).
Помимо этих мастеров в каталоге-справочнике представлено и несколько наиболее интересных непрофессиональных художников, а также молодых, только начинающих свой творческий путь, чьи персональные выставки были организованы Товариществом.
Альбом содержит сведения о деятельности Товарищества русских художников Республики Молдова «М-АРТ» с момента его возникновения в 2004 году.
Товарищество русских художников Республики Молдова «М-АРТ
из Устава организации:
«Основная цель и задачи:
Товарищество «М-АРТ» – это объединение художников и искусствоведов для:
- Сохранения и популяризации творческого наследия современных русских художников Молдовы: возвращения забытых имен русских художников Молдовы прошлых лет.
- Защиты авторских, гражданских, юридических, экономических и социальных прав, а также свободы убеждений, чести и достоинства русских художников РМ.
- Достижения взаимопонимания и взаимоуважения между гражданами РМ различных национальное средствами изобразительного искусства.
- Установления контактов и развития сотрудничества с творческими организациями России – этнической родины и Молдовы.
- Просветительской деятельности.
- Создания условий, способствующих их активной творческой деятельности».
Товарищество, созданное в 2004 г. по инициативе члена СХРМ Сергея Сулина, за 8 лет своего существования провело более сотни общих и персональных выставок как своих членов, так и приглашённых художников. Одной из безусловных удач стала экспозиция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, которая состоялась в Парламенте Республики Молдова, что существенно повысило общественную значимость организации русских художников Молдовы (на сегодняшний день в Парламенте РМ проведено 10 выставок).
Пять раз за это время в Выставочном Центре СХРМ Константин Брынкушь в Кишиневе по инициативе и силами Товарищества проводилась уникальная выставка под названием «Русская ветвь изобразительного древа Молдовы», посвященная Дню России. На совместной экспозиции были представлены работы мастеров всех поколений с обоих берегов Днестра. Зрители смогли увидеть произведения как современных художников страны, так и живописцев, графиков и скульпторов прошлого из запасников художественного фонда, работы старейших членов СХРМ и студентов Художественной академии. В 2011 году «Русская ветвь» была открыта в г. Бельцы и посвящена майским праздникам, затем ее увидели и жители
Кишинёва ко Дням слвянской письменности и культуры. В апреле 2007, в июне и октябре 2010 годов выставки работ членов Товарищества «М-АРТ» прошли в посольстве Российской Федерации в Республике Молдова. 2008 год отмечен совместной выставкой членов Товарищества и Приднестровских художников, приуроченной к 600-летней годовщине основания Бендер. Экспозиционными площадками для м-артовцев все это время также служили: галерея «Март» и муниципальной библиотеке им. М. Ломоносова, Дом-музей А.С. Пушкина и Бюро межэтнических отношений. Эти выставки, призванные показать многообразие изобразительного творчества русских художников Республики Молдова, их огромный вклад в культуру страны, получили широкий резонанс в обществе и критике, освещались всеми СМИ республики.
После Великой Отечественной войны в Молдавию для восстановления народного хозяйства Республики были направлены специалисты из многих регионов СССР, в том числе и выпускники художественных вузов Москвы, Ленинграда, Киева, Одессы, Львова. Многие же местные художники тех лет в свое время учились у известных мастеров в России и других странах. Таким образом, на территории республики сплелись воедино культурные традиции западноевропейского, русского и местного бессарабского искусства, создавая свой особый, неповторимый «аромат», который теперь известен во всем мире как молдавская школа живописи. Сейчас в Молдове работают мастера разных национальностей. Среди них немалую долю составляют русские художники.
На сайте Товарищества www.moldovart.com (веб-мастер С. Сорин) в разделе «Наше наследие» можно найти информацию о 120 художниках Молдовы – как русских, так и других национальностей, духовно связанных с Россией (автор идеи и составитель С. Сулин), увидеть их картины, ознакомиться с творческими биографиями и узнать о текущих делах организации.
В свете сегодняшних реалий своими важнейшими задачами члены Товарищества считают пробуждение в подрастающем поколении этнических русских исторической памяти и русской духовности, а также укрепление демократических начал и толерантности в многонациональной Молдове.
Сергей Сулин,
председатель Товарищества «М-АРТ», член СХРМ
Автор идеи и составитель – Сергей Сулин
Консультант – доктор искусствоведения Людмила Тома
Издано при поддержке Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга
Товарищество русских художников РМ «М-АРТ» искренне благодарит:
За действенную помощь в реализации проекта:
Парламент Республики Молдова (2005-2008); Посольство Российской Федерации в РМ;
Представительство Россотрудничества (РЦНК); Бюро межэтнических отношений РМ;
Русскую Общину РМ; Конгресс Русских Общин РМ; Союз художников РМ; Союз художников России;
Выставочный Центр СХ РМ Константин Брынкушь; Славянский университет РМ;
Ассоциацию русских писателей РМ; Центр русской культуры РМ;
Муниципальную библиотеку им. М. Ломоносова; Дом-музей А. С, Пушкина;
Картинные галереи городов Бендеры, Бельцы, Рыбница, Тирасполь, Комрат;
за поддержку и содействие:
Руководителя Представительства Россотрудничества в РМ В. Е. Рыбицкого, Председателя Русской общины РМ Л. А. Лащенову, Председателя Конгресса русских общин РМ В.И. Клименко;
за освещение в СМИ выставок и мероприятий Товарищества «М-АРТ»:
Р.Агаджаняна, В.Андриевского, Н. Анисимову, Т. Барбарова, Т.Бойцову (Москва), Т. Борисову, Л. Веверица, А. Галкину, 0. Гарусову, Н. Глотову, С. Деревщикову, И.Желтову, Н.Канцер, Н.Костыркина, В.Крецу, Э. Кулак, И. Ляхову, Т, Мигулину, И. Мироника, Л. Михайло, В. Бородаева, В. Маликову, И. Петкова, И.Пивоварову, С. Потанину, Н. Розамирину, Е.Ройтбурд, О. Рудягину, С. Рязанцева, Н. Силицкую, И. Слицыну, Ю.Тищенко, А. Трифонову, Н.Торню, Н. Узун, Н.Устюгову, М. Цвик, В. Чеколтан, В.Чембарцеву, Л. Щебневу, М.Щелчкову, А. Шалимову, А. Юнко;
газеты: Русское слово, Независимая Молдова, Кишиневские новости, АиФ – Молдова, Столица, Время, Труд – Молдова, Молдавские ведомости, Кишиневский обозреватель, Новое время, Экономическое обозрение, Эксперт новостей; журналы: Дружба народов (Москва), Русское поле (Кишинев), Ежегодник СХР (Москва);
ИА «Новости - Молдова», Телерадиокомпанию «Moldova -1», Телекомпанию «МИР», Телеканал «М!Т»; информационные порталы «РУССКИЙ МИР», AVA.MD
за музыку и вокал: М. Париш, С. Варсанова, Ю. Киркина, Ю. Портных;
а также:
Людмилу Тома – за профессиональную помощь в подготовке каталога-справочника;
Тудора Брага – за помощь в организации ряда выставок ко Дню России «Русская ветвь изобразительного древа Молдовы» в Выставочном Центре СХ РМ Константин Брынкушь;
Сорина Сорин – за создание и поддержку в Интернете сайта Товарищества «М-АРТ»;
Ангелину Масликову – за дизайн буклетов и плакатов, освещающих деятельность Товарищества;
Сергея Сулина – за многолетнюю работу над созданием каталога-справочника, за подготовку и проведение более 140 выставок и мероприятий организации.
***
Ну а теперь – некоторые впечатления от увиденного.
Говорю сразу: я сторонник классической живописи. И именно художественные работы, выполненные в традиционной манере, в первую очередь привлекали моё внимание.
Например, таких авторов, как, скажем, Александр Сидалковский, Нина Забродина, Вячеслав Бакицкий, Александр Кузьмин, Варвара Садовская, Сорин Сорин, Нина Шибаева, Юлия Кузнецова, тот же Сергей Сулин с его столь любимым мне романтизмом в живописи – это неполный список.
Некоторые работы других авторов я и картинами-то считать не могу – называть их фамилии не стану, потому что это моя личная оценка, а я всё же не знаток.
Но вот что хотелось бы отметить.
Как у любого нормально ориентированного мужчины, при даже самом беглом просмотре альбома взгляд невольно цепляется за изображения обнажённых женских тел. Ну что ни говори – а красивы они! Есть чем полюбоваться!
И тем большее недоумение у меня вызывает стремление некоторых художников как-то опошлить их, а то изуродовать… Не понимаю!
Взять, к примеру, акварель Владимира Смирнова «Ню». Ведь красиво!.У Павла Обуха на картине «Китайская ваза» дева не столь красива, но манит же, манит!.. Глядя на картину Николая Гибаленко «Похищение», вполне понимаешь Зевса – хороша Ио!.. И пикантно-целомудренно прикрытая «Ирина» на картине Вероники Котелевой-Тома совсем иначе, но тоже хороша!
А вот на «Еву» Николая Остапенко и взглянуть-то без внутренней дрожи трудно! Как в известном анекдоте, «не дай бог так оголодать!»… Уж не знаю, случайно ли это, но в каталоге рядом помещены два рисунка: вытянутая вверх субтильная особь вроде как женского полу, а по горизонтали рядом натюрморт. Так на нём даже носик у чайника, точнёхонько ориентированный на то самое место жутковатой девицы, как-то уныло провисает…
Зато всё что требуется явственно выткано (?) на коврике (?) работы Галины Молотовой. Этакая игривая дама со всеми прелестями напоказ, и двое мужчин, тоже обнажённых, и у которых всё вполне недвусмысленно… Как бы это сказать – понятно, но не открытым текстом… В общем, то самое топорщится во вполне напряжённом состоянии.
Подобный же сюжет и в «Треугольнике» Юрия Хоровского. Только здесь всё откровеннее и примитивнее, до пошлого уродства. И люди больше похожи на кошмарных уродцев, и любви тут не видать ни капли, и даже ревности примитивной нету – одна только похоть сочится…
Откровенно говоря, именно это твАрение побудило меня на эти записки. Захотелось высказаться по поводу того, что нельзя так уродовать женщину, чувства, и даже «любовный треугольник».
…Говорят, что душа творческого человека проявляется в его произведениях. Глядя на подобные картины, право слово – веришь в это! Если в душе есть любовь – уродство не напишешь! Если есть преклонение перед женской красотой, её не опошлишь.
А впрочем, повторюсь: это только мои собственные мысли о том, как допустимо изображать женское тело, а как – не следует. Понимаю, что профессионалы-искусствоведы могут со мной не согласиться.
Так что ж – значит, пребудем и дальше каждый при своём мнении.
А Сергею Сулину – ещё раз искренняя моя благодарность!
К записи "Некоторые впечатления о живописи в стиле “ню”" пока нет комментариев