МОСКВУ НУЖНО ОЧИСТИТЬ

в первую очередь от главного источника сора

Довелось мне как-то в тёплый майский день оказаться на Чистых прудах у памятника Александру Грибоедову. И оказался неприятно шокированным увиденным: насколько там всё загажено вольготно чувствующими себя бомжами.

Бомжи спали на скамейках, здесь же пили и ели, тут же оставляли после себя груды непотребства, распространяя вокруг жуткую вонь и общаясь между собой посредством самого похабного мата. Простые, нормальные люди, которые по каким-то причинам оказались у подножья памятника, вынуждены были сторониться этой территории, оккупированной бомжами.

Мы знаем, что Москва была и остаётся весьма неблагоприятным для туризма городом. У нас есть совершенно изумительные для глаза места, куда, быть может, и рады бы приехать иностранцы посмотреть. Но это желание напрочь отбивают наш низкий сервис, дороговизна, дороги, грязь.

Я смотрел на вольготно расположившихся на Чистых прудах бомжей и думал вот о чём. Вот попали бы сюда  иностранцы, и о чём бы они подумали?.. О нашей терпимости к падшим? О том, что бомжи – тоже люди, о которых, сирых, нужно всем миром заботиться и которых, соответственно, нельзя забижать? О нашей бомжекорректности?.. Нет, конечно! Они бы подумали о том, что русские – свиньи, и привыкли жить в хлеву.

И чего ж обижаться за такое мнение, коль самому противно было находиться на площадке, когда сам не знал, куда присесть среди этой всей свалки!

Сегодня модно поливать грязью советские времена. Но скажите, старшее поколение: можно ли было себе представить при Брежневе, чтобы средь бела дня в центре города у станции метро толпа нищих устроила бы банкет?..

К слову: судя по грудам объедков, которые оставляли после себя эти «изгои общества», не настолько уж они голодные. Столица неплохо кормит даже их, не производящих ни грана полезной продукции.

Нам сегодня вдалбливают: мол, бомжи – тоже люди, которым просто не повезло в жизни. Допустим. Но почему их засилье должно мешать горожанам и гостям столицы жить, перемещаться по городу, любоваться им?..

Предвижу ответ: не зарекайся, не знаешь, за каким поворотом тебя что поджидает. Признаю аргумент – и в самом деле зарекаться ни от чего нельзя. То есть, соглашусь: человеком без определённого места жительства и в самом деле при неком раскладе может стать едва ли не каждый.  Но государство, город, общество должны в этих условиях что-то делать! Делать, а не закрывать глаза на проблему!

Город должен заботиться о своих гражданах. В первую очередь о тех, кто работает, кто производит некий полезный продукт. Именно они прежде всего должны чувствовать себя в городе комфортно. Нарушающие этот комфорт бомжи также, конечно же, нуждаются в заботе; только забота эта должна быть несколько иной.

Если коротко, то задача должна стоять таким образом: если человек попал в беду и старается из неё выкарабкаться, от государства требуется помощь, если же некоему субъекту именно бомжество по душе, если он стал нищим по природной своей лености… Ну, не знаю, какие-то меры ведь следует принимать!

Наверняка же имеется какой-то зарубежный опыт борьбы с такой проблемой! На Западе с нищенством боролись веками и сумели как-то снивелировать его. У нас в стране столкнулись с проблемой всего 25 лет назад, до того такого явления у нас не имелось, во всяком случае, в столь массовом количестве, так может есть резон оглянуться на опыт других стран!

Человек – животное стадное! Там, где грязно, станет мусорить каждый. Там, где чисто – уже хотя бы через одного. Ну а если всерьёз взяться за наведение чистоты – вот тогда мусорить станет только один из десяти!

Ребёнку не внушишь, что бумажку нужно бросить в урну, коль вокруг всё завалено рваклей! А вот когда вокруг станет чисто – глядишь, и малец задумается!..

Уже слышу дружный демагогический речитатив о том, что нужно воспитывать общество, что нужно не бороться за чистоту, а убирать мусор, что семья и школа… Всё так, кто бы спорил. Только если не убрать с улицы бомжей, город чище не станет! Равно как следует ввести, а точнее, ужесточить наказание за то, что кто-то не убирает за собой.

Вот лишь один факт в подтверждение данного утверждения. Замечал ли ты, читатель, что близ одних станций метро чисто, а вокруг других кучкуются бомжи и, соответственно, всё заросло грязью?.. Почему так?.. Не знаю. Но наверное по причине простой: в одном месте местные власти борются с социальной бедой, а в других нет. Кто предложит третий вариант?

Можете обвинять меня в жестокости и бессердечии. Но я ситуацию вижу таким образом.

Проводится зачистка улиц от бомжей. Всех вывозят за город, для чего можно организовать некий фильтрационный лагерь. Название, конечно, жутковатое, но можно назвать и как-то иначе, хоть пансионатом для временно непрописанных. Там  – каждому вопрос: хочешь быть бомжом или нет?.. Ведь есть же у нас заброшенные деревни, в которых народу-то уже не осталось… Впрочем, моё мнение – дилетантское: мы уже договорились, что заниматься решением проблемы должны специальные службы на основании мирового опыта.

Слышу ответ: они обратно приедут. Конечно же, приедут, непременно приедут – если данную кампанию раз провести и забыть про неё. А вот если систему запустить, и не дать ей остановиться, если каждый бездельник будет знать, что в Москве халява кончилась, зато опять попадёшь в  кутузку, и к нему будут применены некие меры…

Вот тогда можно будет распахнуть пошире двери для иностранных туристов: приезжайте, гости дорогие, посмотрите, какие у нас чистые Чистые пруды, и какая чистота вокруг памятника Александра нашего Сергеевича свет-Грибоедова. Нам больше не стыдно за внешний вид наших париев. Ведь самим же нам приятнее станет бывать здесь!

И единственный аргумент, который я приму против данной своей заметки. Мы ж в России живём! Коррупция, кампанейщина, «палочное» начётничество, отечественная беда №2 – эти четыре монстра быстро загубят самое благое начинание.

Но ведь нужно же что-то делать, братцы!

Как говорил герой Алексея Гуськова в фильме «Мусорщик»: Ну должен же кто-то убирать мусор! Оно, конечно, нехорошо такое слово применять в отношение людей, пусть и низко скатившихся по социальной лестнице – однако слишком сильно они засоряют город. Засоряют во всех смыслах этого слова.