Опубликовано по просьбе друзей в авторской редакции
Мурановский эксклюзив:
историческая идентификация, а не имитация.
3-4 марта 2016 года в ГАУК МО “Музей-заповедник “Усадьба “Мураново” им. Ф.И. Тютчева” прошла традиционная научная конференция. В текущем году “Мурановские чтения” были посвящены творчеству одного из самых загадочных поэтов и переводчиков н.XIX века- Евгения Абрамовича Боратынского (все свои сочинения, за исключением “Сумерек”, поэт подписывал как Баратынский).
Конференцию открыл директор музея- заповедника “Мураново” Комаров И.А. Участников “Мурановских чтений” представил ведущий конференции, замдиректора по научной работе музея-заповедника “Усадьба Мураново” Сахно А.А.
В первый день работы конференции прозвучали доклады:
Можарова М.А., - “Е.Боратынский в письмах И.Киреевского”, Мартыненко А.И. , – “Е.Боратынский в журнале “Московский телеграф”, Сушкова И.В. – “О переводах лирики Е.Боратынского”, Астафьева М.Г.- “Е.Боратынский и А.Пушкин в Казани”, Завьялова И.В.- “”Невоенные” приказы” Л.Н.Энгельгардта”, Гончарова Т.П. – “А.Черевин - владелец мурановской усадьбы”, Круглова И.В. – “К вопросу об архитектурном облике усадьбы Мураново в период проживания семьи Л.Н.Энгельгардта”., Пацюков В.В., – “Архитектурные образы Мураново”.
После докладов участники конференции пообедали в усадебном кафе “Амбар” : им были предложены блюда по рецептам русской кухни XIX века, приготовленные под руководством шеф-повара усадьбы.
На следующий день конференция продолжила свою работу.
Прозвучали доклады. Зобин Г.С. – “Тема кризиса цивилизации в поэзии Е.Боратынского”, Анохина Ю.Ю.- “Звуковая образность в книге стихов Е.Боратынского “Сумерки”, Скворцова Е.В., – “Неаполитанский след в коллекции музея Е.Боратынского”, Кугушева А.А., – Вековая история семьи Кугушевых – Боратынских”, Долгополова С.А, – “Последняя владелица усадьбы Мара -А.Баранова”, Белукова В.Б. “Концепция изображения гражданской войны в произведениях Е.Чирикова и О.Ильиной-Боратынской”, Кузнецова Г.И., – “Работа с творческим наследием Е.А.Боратынского в Ашухинской библиотеке”, Стратанович А.Ю. – “Музейный ивент-менеджмент и организация праздников в музее-заповеднике”, Шапарина Е.В., – “Домашний театр в семье Путят, водевили”.
Из докладов, прозвучавших на конференции, неожиданной связью с сегодняшним днем и проблемами “общества потребления” выделялся доклад Зобина Г.С. Старший научный сотрудник государственного Литературного музея Григорий Соломонович Зобин, посвятил свой доклад теме “кризиса цивилизаций”. Поэт Е.Боратынский моделирует возможное будущее человечества. Характерно что в 1830 е годы в том же направлении развивалась и мысль его современника – поэта, писателя, музыковеда Владимира Федоровича Одоевского. Князь Владимир Одоевский, изучив сочинения английского основоположника теории утилитаризма, философа И. Бентама, заметил, что общество прагматизма губит само себя. В новелле “Город без имени”, поклонники Бентама, решили создать общество бесчувственного материального благополучия. Начертав на своем знамени слово “Польза”, они отплывают за океан, где можно спокойно и вдали от мечтателей осуществить блистательную систему. Отвергнув все, что бесполезно и не приносит выгоду, принимаются на дикой земле за работу. “Что бесполезно, то вредно. что полезно, то позволено”.
Эта новелла создавалась В.Одоевским в те же годы, когда Боратынский пишет стихотворение “Последнее самоубийство”, в котором он утверждает: поиск во всем утилитарной пользы и презрение к чувствам приводит к потери жизни как таковой. Изначально, в стихотворении Е.Боратынского общество потребления превращает территорию в дивный город-сад. “Сначала мир явил мне дивный сад; / Везде искусств, обилия приметы; / Близ веси весь и подле града град, / Везде дворцы, театры, водометы/”. Однако, процветание без духовной идеи, без чувств, без целей и перспективы превращается очень скоро в свою противоположность. И, озверевшие в беспринципной конкуренции, люди, ставят свой мир “всеобщей пользы” на грань саморазрушения: “Прошли века, и тут моим очам / Открылася ужасная картина: / Ходила смерть по суше, по водам./ Свершалася живущего судьбина. / Где люди? Где?!” Этот риторический вопрос прозвучал в усадьбе Тютчевых – Боратынских более чем современно.
Поэт Е.А.Боратынский не был “мечтателем”, он прекрасно разбирался в строительном деле, – усадьба строилась по его чертежам. Однако, развитие человеческой личности без развития в ней культуры чувств, по его мнению, заводило “человека рационального” в тупик, превращая его в хищного зверя. Это наблюдение поэта XIX века весьма актуально звучит сегодня.
Среди ярких выступлений, стоит также отметить доклад завсектором выставок и рекламы усадьбы “Мураново” Анны Юрьевны Стратанович. Усадьба “Мураново” может служить образцом для многих музеев России современного подхода к организации культурных программ. В наши дни, когда общественное сознание настроено на получение информации и позитивных эмоций через реконструкции, анимацию, интерактив, мастер-классы, очень важно учитывать эти запросы и грамотно использовать потенциал музея. Сегодня посетителя одной лишь музейной коллекцией (даже построенной на уникальных и подлинных экспонатах) невозмодно “заманить”, для нынешнего “клипового сознания” это слишком скучно. Совсем другое дело, когда музей превращается в площадку для творческих игр, которые знакомят посетителей в жизнью и быта предыдущих столетий не только на уровне интеллекта, но и на уровне ощущений.
Праздники, проходящие в Мураново, не только позволили музею-усадьбе собрать деньги, необходимые на хозяйственно-бытовые нужды (так, например, открыли амбар-кафе, сделали срочный ремонт “бытовок”), но и становятся центром культурной жизни для всего Пушкинского района Подмосковья. Эти праздники подчеркивают культурные обычаи и традиции наших предков, и позволяют в них лично участвовать, примерить их на себе, “пропустить через свои руки и тело”, такова, например, “Масленица” в Мураново: в прошлом году на масленичную неделю в Мураново со всей московской области собралось более 5.000 человек! Участники Масленицы своими руками выпекали блины по старинным рецептам, с помощью кондитеров – специалистов по изготовлению джемов, пастилы, конфитюров и варенья (их для простоты произношения прозвали “джем – мейкеры”), гости делали к блинам разнообразные сладкие начинки, прыгали через костер, водили хороводы, пели песни, сжигали чучело Зимы. ъ
В Мураново проводятся и другие праздники. Среди мероприятий, подчеркивающих историю дворянской усадьбы, следует отметить соревнования по крокету, когда усадьбы превращается в площадку для соревнования любительских команд.
Интересны майские музыкальные вечера в Мураново. с участием исполнителей классической музыки из Гнесинского училища, когда под открытым небом звучит вдохновенная классика.
Один из самых популярных среди жителей Пушкинского района Подмосковья, – проходящий в Мураново праздник “Кондитер XIX века”. На этом празднике каждый желающий может себя попробовать в роли кондитера, и своими руками изготовить вафли с двуглавым орлом по рецепту дворянской усадьбы.
Мураново приглашает к себе зимой на рождественские гадания и встречу Нового года. И так, от одного Нового года- до следующего Нового года, идут праздники за праздниками. Следите за афишей на официальном сайте: http://www.muranovo-museum.ru.
Интересен был построен доклад замдиректора по развитию усадьбы “Мураново”- Евгении Шапариной “Домашний театр Путят. Водевили”. Этот доклад стал интродукцией к водевилю “Отец, каких мало” по одноименной пьесе Н.А.Коровкина. Как отметила докладчица, репертуар “домашних спектаклей” XIX века составляли прежде всего пьесы “легкого содержания”. Не был исключением и домашний театр Путят. Одна из театральных афиш, датированная 1857 годом, гласит: “Труппа Мурановских актеров будет иметь честь дать: “Отец, каких мало”, комедия Коровкина”. Именно эта комедия и была восстановлена в Мураново в 2015 году, так что участники конференции во многом стали свидетелями уникального спектакля, подготовленного талантливыми актерами и сотрудниками усадьбы Мураново. По образному выражению В.М.Жирмунского, “наше литературоведение долго шагало по вершинам”, забыв, что кроме “вершин” существовала и культурная повседневная жизнь, без изучения которой, невозможно понять и оценить эпоху в целом. “Развлекательность” водевилей послужила причиной того, что им почти не нашлось места в отечественном литературоведении. Одновременно, элементы жанра водевиля использовали в своих произведениях зарубежные (Э.Скриб, Э.Лабиш) и русские классики (Н.Некрасов, В.Сологуб, А.Писарев, А.Грибоедов, П.Вяземский, Н.Гоголь, А.Чехов). Музыку к водевилям писали известные русские композиторы (А.Алябьев, Фю.Шольц, Н.Верстовский и др). При этом, в театральных постановках 1826- 62 гг водевили составляли 40% всех пьес, что характеризует культурную среду середины XIX в (против 7% водевилей в 1801-25гг и 13% водевилей в 1882-1897гг). Анализ водевилей позволяет понять культурную жизнь дворянского сословия и его отражение в постановках XIX века.
После блистательного спектакля по пьесе Н.А.Коровкина “Отец, каких мало” в исполнении труппы актеров усадьбы “Мураново” состоялось подведение итогов конференции. Выступая с заключительным словом, директор “Мураново”, Игорь Алексанлрович Комаров, рассказал о непростой судьбе музея, и поделился планами работы усадьбы в будущем, Музей “Мураново” долгое время находился на реконструкции, и буквально до 80-х годов XXвека не мог широко принимать гостей. Когда же музей стал открыт для массового посещения, приобрел популярность и вышел в рейтингах подмосковных музеев на первое место по посещаемости, случилась трагедия: пожар. В июле 2006 году музей основательно выгорел. Экспонаты удалось спасти, но не было подходящего места для их хранения, а помещение церкви, куда перенесли экспонаты, не обладало нужными для них параметрами по влажности и температуре. Примечательно, что во время реконструкции музея, администрация “Мураново” приняла решение отказаться от все более популярных нынче технологий “имитации старины” (По такой технологи, к примеру, проведена реконструкция Александровского Дворца в Царском Селе, г. Пушкин, Ленинградская область. Подлинные мраморные колонны и отделка стен дорогими породами минералов заменены имитирующей их цвет и структуру, стеклокерамикой).
Когда усадьбы сгорела, его администрацией было принято решение, любыми путями “восстановить старину”, а не имитировать ее. К счастью, удалось найти в Петербурге фабрику, где оказалось возможным “запустить” на станках технологию изготовления шпалер и обоев XIX века. Началась трудоемкая работа по специальному государственному заказу: для усадьбы “Мураново” создавали новые стены, идентичные по краске и способу обработки материала к тем, что были в доме Энгельгарда, Боратынских и Тютчевых, – владельцев усадьбы “Мураново”.
Сегодня к особой радости любителей дворянской усадьбы XIX века, экспозиция значительно расширилась. В августе 2015 года открыли для гостей второй этаж: у него особая история, здесь ощущается духовный след таких ярких личностей российской культуры как писатель , “славянофил” Сергей Аксаков, писатель Николай Гоголь, художник Михаил Нестеров. Все они жили или ненадолго останавливались в этой усадьбе. Парадоксальным образом, но дипломат и поэт Федор Иванович Тютчев, имя которого носит усадьба, в своем имении почти никогда не был: исторические документы не зафиксировали дат его приезда в фамильную усадьбу. Известно, что любитель европейской жизни, и европейских философских салонов, мыслитель Тютчев довольно скептично относился к деревенской жизни, и его детям никак не удавалось “заманить” видного дипломата и философа “отдохнуть” на природе с предрассветным криком петуха, блеянием коз, парным молоком и прочей “сельской идиллией”.
Сегодня, по словам директора музея, М.А.Комарова, музей – усадьбы “Мураново” работает над проектом воссоздания освещения, близкого к тому, что существовало в XIXвеке, при котором, однако, “ожившие” в свете прошлого века, экспонаты были бы отчетливо видны гостям.
“Идентификация с историей – наш конек и наш эксклюзив. Мы не типичный музей-склад, полный пыльных унылых экспонатов, а живой дворянский дом, в котором незримо присутствует дух его прежних владельцев”, – подвел итоги директор усадьбы “Мураново”. – Приезжайте в гости, и убедитесь в этом!
Анна Гранатова
К записи "По просьбе друзей: Мурановские чтения о творчестве Евгения Боратынского" пока нет комментариев