ФРАЗЫ И МЫСЛИ ИЗ РОМАНА «КРИВОУСТОВЫ»

(Подборка-8)

- Знаешь, Логша, что я самое главное понял, пока в полоне был?.. – задумчиво спросил Тит. Ответа ждать не стал, продолжил. – Я теперь доподлинно знаю, что такое есть самый страшный грех. Терять веру – вот истинный грех. Но не ту веру, как мы обычно думаем, нет. Нельзя веру в божью милость терять! Даже когда ничего тебе уже, кажется… Ну, ничего хорошего ждать не придётся. Когда вокруг всё без просвета. Когда кажется, что хоть в петлю!.. Вот тут только утрать веру – и всё тебе, конец пришёл. Или забьют тебя басурманы те, или сам руки на себя наложишь… Утратил веру – тут птичке и пропасть!.. А ты – верь, етить тебе в печёнку! Всему наперекор, разуму своему вопреки…Понимаешь? Душой – наперекор разуму, но чтобы вера истинная!..  Вот тогда непременно выживешь, вот тогда вырвешься. Выживешь. Вот тогда чего-то добьёшься. Потому что господь, святой угодник Никола обязательно пошлют каждому возможность преодолеть любую напасть, самую даже лютую, самую етить твою в печёнку! И только ежели вера истинная в тебе есть, ты этой возможностью сумеешь попользоваться.

- Мы ведь не знаем, зачем нам посылает господь испытание. Может, только чтобы убедиться, кто из нас не утратит веру в него, в его милость. А может напротив, чтобы каждый из нас сам убедился, чего он стоит в этом мире, и не роптал потом на несправедливость господня суда… Вот кто разуверится, роптать начнёт, тот и примет погибель. Ну а кто от испытания в вере только укрепится – тому он, господь, и поможет… Три года, покуда я этого не понимал, и провёл у басурман. Овец пас, дрова колол, кизяк собирал – дерьмо по-нашему, только пересохшее… И побои терпел, етить его… Смерти просил у господа. А потом вдруг понял, что если веришь, то не смерти, а избавления просить надо. И верить, что придёт избавление. И как уверовал в это – так оно и пришло, вызволение, ты его принёс!..

***

Впервые Григорий в полной мере осознал, что быть единоличным властителем – это не только восседать на троне и раздавать милости. Это не только представать высшим судиёй и творить правый суд, будучи мудрым и справедливым к соратникам и беспощадным к врагам. Быть властителем, самодержцем – значит при необходимости принимать и такие решения, которые призваны ущемлять интересы своих сторонников, во всяком случае части их. Григорий вдруг отчётливо понял, что, оказывается, может сложиться ситуация, когда сталкиваются интересы двух, а то и более группировок, сложившихся среди твоих же подданных, твоих же сподвижников, и ты обязан принять решение в пользу одной из этих партий, отдавая отчёт, что тем самым сам же множишь число недоброжелателей среди своих же сторонников!

Григорий вдруг осознал огромный груз ответственности, что лежит на его плечах. Сейчас можно спрашивать совета у кого угодно – и при этом решение принимать придётся самому. И самому же взваливать на себя ответственность за последствия этого решения.

***

Казаки… Они испокон века привыкли жить военной добычей. А Черниговщина для них – чужой край. По понятиям запорожцев, его грабить – не грех! Вольница – она и есть вольница! Она служит верой и правдой, пока эта служба им по сердцу и пока их вольность не пытается ущемить тот, кому они служат. Они могут служить и приневоленные, однако это – до первого случая, могут и уйти. Потому как они – вольные люди. И волю свою ценят превыше всего!

***

- Маршалы и полковники славу поделить не могут, рядовые ратники – добычу… Война идёт иначе только в одном случае. Когда войско идёт в бой за веру. Или за родину… То есть за идею, а не за добычей. Вот тогда война идёт вдохновенно, тогда нет дрязг. Но это длится очень недолго. Потом начинается то же самое: полковники начинают делить славу, а самые святые поборники веры начинают тащить барахло. Такова натура человека, пан!..

***

Воевода Никифор Семёнович Воронцов-Вельяминов стал первым воинским начальником наступающей Смуты, который остался верным крестному целованию и отказался присягать Лжедмитрию, за что подвергся мучительной казни. Вечная память тебе, витязь!

***

Можно ли верить человеку, который отказался от своего государя не по убеждению, а из страха?

***

Какую ж власть над человеком имеют боль, мучение, пытка!.. Это ж каждого можно принудить пойти против совести своей, против души – именно через муку телесную!.. Не каждого, одёрнул себя Анфиноген, вон же нашёлся человек, который собственную муку превозмог, а совести остался верен. А те двое даже не боли как таковой, а только страха перед болью не выдержали, спасовали… Впрочем, может, как раз страх боли и сильнее собственно самой боли?

***

Всем ведомо: на ведение любой войны нужны средства, много средств. Без них любая кампания обречена. Приз достаётся победителю, это верно, но пока до этого приза доберёшься, нужно немало потратиться…

***

Человек ведь насмерть стоит только когда уверен в правоте дела, за которое сражается. А если изначально всех терзало сомнение…

***

Ратный опыт ведь такое дело – приходится и наступать, и отходить, но в любом случае головы терять нельзя.

***

Понятие о чести у каждого своё.

***

Паника – штука страшная, прежде всего своей заразностью, способностью разом охватить, лишить рассудка многие массы людей, даже самых, казалось бы, бесстрашных.

***

Рыцарство всегда имело место на войне. И уважение к отважному противнику – тоже.

***

Когда у супротивника замятня – самое время ею воспользоваться и побить врага, пока он промеж собой что-то выясняет.

***

Наличие недовольных властью есть неотъемлемый атрибут, неизбежная составляющая самой же власти, как ни парадоксально это звучит!

***

Для того умные (или циничные, что, впрочем, нередко одно и то же) люди и придумали выборность руководства, в первую очередь государственного. Каждые четыре года (или семь лет – не принципиально) у каждого рядового гражданина появляется надежда на некие благоприятные для него перемены в жизни. «Вот приедет барин – барин нас рассудит»… Вот выберем нового президента – и то-то ж станет расчудесно!..

И вот начинается предвыборная кампания, в основе которой лежат обличение предшественника и обещания райской жизни – вскипает волна надежды, вспенивается пышным плюмажем, завораживает своей прозрачной лазурью, завлекает вспыхнувшей над гребнем переливчатой радугой… А потом, глядишь, волна и опадает, стекает обратно в море, оставив на сером берегу неопрятные клочки водорослей и всевозможного мусора… И смотрит человек на это непотребство, чешет затылок, опять, мол, обманули, – а тут вот и следующая волна надежды начинает вызревать в таинственной пучине, имя которой Большая Политика!  Теперь станем выбирать депутатов – ибо старые не оправдали надежд…

***

В общем-то, это закономерное явление – разочарование после эйфории. Все через это проходили.