ФРАЗЫ И МЫСЛИ из РОМАНА «КРИВОУСТОВЫ»

(Подборка-4)

Голод – страшная сила! Самый сильный духовно человек, который готов жизнь отдать за друга, за сюзерена, за семью, за Родину, далеко не всегда выдерживает пытку длительным голодом. От постоянного недоедания (или вовсе отсутствия питания) притупляются чувства, мысли мельчают и постепенно сводятся только к вопросу поиска еды… И вот уже не человек перед нами – а скот с угасшей в душе искрой, которая этого скота делала человеком. Теперь он уже не в силах контролировать свои поступки, им владеет только один-разъединственный инстинкт – набить свою утробу! И тут не имеет значения национальность и социальное положение человека.

Только одно может удержать его на грани, которая отделяет творение божие от твари, утратившей бога, – это совесть людская. Совесть – это и есть мерило человеческой натуры.

Только лучше не испытывать её крайностями. Ибо бесчеловечно это!

***

Беда вообще имеет такое свойство: единая для всех, она, дробясь, не становится легче для каждого!

***

…Что сегодня мы знаем о взаимоотношениях между людьми разных социальных слоёв в XVII веке? Существовали ли меж ними те барьеры, которые мы привыкли считать незыблемыми с точки зрения социалистического реализма? Существовала ли в самом деле разверстая непреодолимая пропасть между мужчиной и женщиной, если они принадлежали к разным классам, общественным группам?

Наверное, социальное расстояние между боярином и рядовым дворянином было куда большим, чем между тем же рядовым дворянином, если всё его состояние состояло в сабле, и крестьянином. Оставившие свои воспоминания иностранцы обращали внимание на такой факт. Все русские люди, невзирая на дородность (то есть родовитость) и имущественное положение, показывали себя очень закалёнными и легко переносили в походах холод, голод, прочие невзгоды. Иноземцы это объясняли тем, что русская знать в начале XVII века ещё не оторвалась от народа настолько, как это окажется, скажем, в веке XVIII. Другими словами, лиши боярина описываемого периода богатства и хором – и он легко выживет в нищете и землянке. Это не мы о себе – это иноземцы о нас так писали!..

Только этим можно объяснить тот факт, что многие дворяне, в том числе и князья-рюриковичи, сочли для себя возможным служить под началом, скажем, Ивана Болотникова или Авраамия Палицына…

***

Любая женщина знает: ребёнка мало родить – чтобы по-настоящему его любить, нужно покормить его, понюхать, как пахнут пелёнки, поночевать у его колыбельки, поплакать, когда он хворает…

***

Царская милость – вещь хрупкая.

***

Человек так устроен, что склонен легко оправдывать поступки симпатичного ему человека.

***

Не ведает человек будущего своего. И в том счастье его!

***

В отдалённых гарнизонах былая любовь всегда вспоминается яркими красками.

***

И после смерти равенства промеж людей нет

***

Всё ж натура бабья такая: непременно каждой хочется ту бабу во грех ввести, которая чище и духом светлее, чем сама.

***

Человек ведь заради детей живёт, чтобы родить их, обеспечить, да отойти в итоге в мир иной, зная, что род твой не пресёкся, что являешься ты только звёнышком в цепочке жизни, протянувшейся из далёкого прошлого в неведомое будущее.

***

Разве ж, зачиная ребёночка, хочешь уготовить ему монастырскую жизнь?..

***

Слухам можно верить или нет, они могут быть правдивыми, а могут и обманывать. Но отсутствие молвы – самое яркое свидетельство того, что человек чист перед богом и людьми. Невозможно так грех спрятать, чтобы и не знал о нём никто!

***

Сложная это штука – столкновение интересов различных социальных групп одного народа! Попробуй-ка рассуди, кто тут прав!.. Как правило, выходит, что и не найти ни правых, ни виновных, ибо у каждого – своя правда!

***

Когда затеваешь большое дело, изначально приходится быть готовым к тому, что в ходе реализации задуманного неизбежно наделаешь ошибок. И зависимость тут прямо пропорциональная: чем грандиознее дело, тем и проколы существеннее.

***

Само по себе понятие «умный человек» имеет множество смысловых оттенков. Мы называем умным и приятного собеседника, и всезнающего эрудита, и личность, способную выбраться из самого сложного положения, и умеющую извлечь из всего личную выгоду… Только согласимся, что даже эти четыре компонента редко уживаются в одном субъекте. А их ведь гораздо больше – проявлений натуры человека, за которые мы наделяем его правом считаться умным.

Впрочем, тут имеется и ещё один нюанс. О любом человеке, о его интеллекте, каждый судит индивидуально. Кому-то собеседник представляется умницей, а кому-то – дурак  дураком. Причины для этого могут сложиться самые разные: мировоззрения не совпадают, настроение плохое, просто ничем не объяснимая антипатия…

Ну а об исторических персоналиях мы и вовсе можем судить исключительно с чужих слов. Каким человека описали историки или современники, таким и мы его видим. Разница лишь в том, что чем больше о человеке сохранилось различных источников, тем объёмнее получается портрет.  И, соответственно, точек зрения на эту историческую фигуру у потомков формируется больше.

***

С мнением слабого просителя считаются только в той мере, в какой это выгодно имущим!

***

Если люди не сумели правильно прочитать Святое писание, видят в нём каждый свои истины, это свидетельствует только о несовершенстве человеческого разума, о его умении (или неумении) смотреть, но неспособности видеть.

***

Бог в своём милосердии простит человеку его несовершенство! Особенно, если цель, влекущая человека, заслуживает такого прощения.

***

Кривоустов отдавал себе отчёт, что понятия «хорошо–плохо», «простить–осудить» в божественном понимании могут не совпадать с человеческим рассуждением. И не взялся бы диспутировать об этом с опытным в казуистике теологом. Однако лично для себя мог подобрать аргументы для оправдания царевича-самозванца.

Подчеркнём:  Анфиноген допускал возможность оправдания для своего друга, однако категорически не допускал вероятности такой перспективы для себя!

***

Такова уж особенность натуры всех казнокрадов: все находящиеся в их распоряжении средства они считают своими, и их употребление на что угодно, кроме личной выгоды – обворовыванием их самих.