ФРАЗЫ И РАЗМЫШЛЕНИЯ ИЗ РОМАНА “КРИВОУСТОВЫ”

Любое убийство – смертный грех. Цареубийство – грех, смертный втройне, насколько, конечно, допустима такая градация греха! Вполне понятно, что речь идёт не о царях древности, которые принимали смерть на полях сражения – то почётная гибель витязя, добровольно подвергавшего себя риску, выезжая во главе своих дружин. Но сейчас речь идёт о гибели от кинжала или яда, от удара табакеркой, от удушения шарфом или подушкой, о торопливом расстреле в мрачном подвале… И не вспомнить случая, когда бы цареубийце судьба уготовила счастливую старость!

Казалось бы: лишают жизни человека, и не столь важно, царь это или нет. Так почему же вина цареубийцы страшнее?.. Тут, на мой взгляд, всё очевидно. Насильственная смерть правителя – всегда попытка повлиять на последовательное развитие истории, в результате которой нарушаются слишком многие связи в общей картине бытия. А объективные законы бытия не любят вмешательство извне субъективных привходящих факторов. Нарушителей они карают жестоко!

Мистическую составляющую практической социологии наука не изучает. А зря!

Равно как не учитываем и следующее обстоятельство.

Наше отношение к действительности избирательно.  Стремясь заглянуть в завтрашний день, вольно или невольно мы стараемся подобрать, наметить  для себя на будущее наиболее удобный вариант развития ситуации, и легко заверяем себя, что всё сложится именно так, как представляется оптимальным нам же. А всегда ли так получается, по намеченному?.. Увы, увы, не всегда. Прежде всего потому, что каждый без исключения человек в своём представлении выстраивает собственный вариант того самого завтрашнего дня. И действует в соответствии со своими представлениями о том, что есть благо – для себя, для близких, для царства, в конце концов!

Вот это множество-премножество воздействий людей на день сегодняшний и формирует будущее!

***

Политика – очень занимательное дело!.. Разумеется, заметим мы, с точки зрения победителя.

***

Людей, погубленных на поле брани, мы числим к славе витязя, их погубивших; хотя большинство из несчастливых ничего плохого убийце своему не сделало. А вот палача государева боимся и осуждаем, даже презираем, хотя он борется с государственной крамолой, и лишает жизни именно тех, кто причиняет его Отечеству истинный вред. Попробуй-ка понять и объяснить это противоречие!..

***

Никогда не знаешь, какой инструмент изберёт судьба в качестве орудия реализации своей воли!

***

Каждая женщина стремится так или иначе чего-то добиться от мужчины. Только обычная делает это методом давлением на мужчину – мудрая же действует исподволь, лаской. Обычная женщина старается подавить мужское самолюбие, подчинить его своей воле – мудрая же разжигает, только направляет в нужное ей русло. Обычная женщина выпячивает, подчёркивает свою роль в успехах мужчины – мудрая же помогает ему утвердиться в собственной значимости…

Потому мудрая женщина всегда выигрывает, добиваясь, что мужчина непременно пляшет под её дудку, пребывая в самомнении, что данный танец – его собственная инициатива.

***

Разве в том велик грех – делать добро другому, имея в виду, что затраченные усилия вернутся добром к тебе же? Добро, сделанное из корысти, как ни крути, а всё же лучше, чем благой поступок, не совершённый вовсе!  Софистика, конечно, однако от этого утверждение не перестаёт быть бесспорным!

***

Что такое царская должность? Это ведь не некая синекура, не синоним блаженного ничегонеделания, не само по себе удобное восседание на троне, да в окружении бояр, да с рындами по бокам. Это осознание ответственности перед Богом, перед народом, перед историей, перед предками своими, перед потомками, перед самим собой – за надлежащее сохранение вверенного промыслом Господним государства, за исполнение обязанностей во имя достижения этой цели, за сохранение и приумножение благосостояния царства своего. Это тяжкий труд, возложенный на человека народом ли, Господом ли, самим ли Мирозданьем… И благо тому народу, той державе, во главе которой стоит человек, который осознаёт эту ответственность и которому этот тяжкий груз по плечу! Если же неподъёмным грузом давит его шапка Мономаха, если человек не понимает этой истины – горе той державе, беда тому народу! За слабость и неразумие правителя всегда и всюду расхлёбываться приходится простому люду – такая вот закономерность.

***

Не дано нам понять логику Того, кто устанавливает порядки на нашей земле!

***

Лжедмитрий расценил царствование не как обязанность, а как право! Не себя для царства он видел на троне, а царство у своих ног, предназначенное для удовлетворения его замыслов и амбиций! Разница принципиальная – не так ли?

***

Оно, конечно, счастье едет на карете, а с умом идут пешком… Да только и счастьем следует пользоваться с умом, а то ведь и другая поговорка имеется: счастье без ума – что дырявая сума…

***

Господь доручает человеку царство не для личных подвигов, тем более, сомнительных, но чтобы он трудился на благо государства, а не жизнью своей попусту рисковал!

***

Кто сегодня посадит дерево познания и (в первую очередь!) воспитания, тот завтра и станет пожинать урожай с баснословно богатой делянки, имя которой – Россия!

***

Мало ли чего не наобещаешь, когда речь идёт о далёкой и туманной перспективе.

***

Кто определит, какая капля стала главной, когда чаша переполнена? С точки зрения формальной логики, таковой является последняя, после которой сила поверхностного напряжения не выдерживает и вода выплеснулась из сосуда. Но ведь не менее важна в процессе наполнения и самая первая, с которой началось наполнение ёмкости, и некая промежуточная капля могла оказаться большей по объёму… Да что там говорить! Без каждой, самой средней, самой незаметной капельки вода не перелилась бы через край. Так что, наверное, здесь куда больше подходит другая поговорка: вода камень точит.

***

Человеку не читающему объяснять, зачем останавливаться возле сомнительного книжного развала, всё равно бесполезно.

***

Грех на войне ведь имеет такую особенность: раз преступил дозволенное, наказание не последовало – и потом его уже не остановить.