ЧТО ГУБИТ ИМПЕРИИ

Какое ж это удовольствие: смотреть спектакль, поставленный в классическом стиле, да ещё в исполнении замечательных актёров!

Именно такой мы с супругой смотрели в театре им. Моссовета. Спектакль Леонида Зорина «Римская комедия (Дион)» в постановке народного артиста России Павла Хомского.

И артисты – как на подбор! Имена-то какие! Георгий Тараторкин, Ольга Остроумова, Виктор Сухоруков, Александр Голобородько, Екатерина Гусева и другие – им под стать!

Для начала – несколько слов о костюмах. Я уже писал в предыдущих своих откликах на спектакли, что очень и очень не люблю, когда на исполнителей напяливают идиотские (другого слова не подберёшь) облачения (костюмами их именовать не хочется), или когда чтобы сказать реплику герой забирается на шкаф. Условность декораций я понимаю – условность, возведённая в глупость, вызывает неприятие.

http://starodymov.ru/?p=7453

Так вот, в спектакле, о котором идёт речь, и действие которого происходит в Древнем Риме, моё представление о том, каким должен быть исторический спектакль, блаженствовало. Костюмы, декорации, бутафория – всё понравилось.

Ну а теперь – непосредственно о действии. Надо признать, некоторые эпизоды, хотя и показывали события двухтысячелетней давности, а будто списаны со дня сегодняшнего. Наверное, это очень важно: чтобы спектакль был не просто зрелищем, а имел актуальность, чтобы зритель не только смотрел, даже не столько сопереживал, а при этом ещё и задумывался. Согласен, кому-то этого не хочется – ну что ж, такие в театр если и ходят, то на другие пьесы.

Итак… В Риме правит император Домициан. Понятно, что его окружает свита, и столь же понятно, что в этой свите имеется придворный поэт-славословец. Конечно же, он обласкан, и воспринимает почести  как должное. Его жена, впрочем, всем говорит, что он совершеннейшая бездарь, и что его пребывание и успехи при дворе – целиком её личная заслуга. И есть другой поэт – честный и принципиальный Диор, который режет правду-матку, невзирая на лица. У него тоже есть жена – заботливая и ворчливая, которую не шибко-то заботит талант мужа, и которая просто хочет нормально в достатке жить.

Есть там и другие персонажи. Куртизанка, которая очень любит успешных мужчин, и легко бросает предыдущего ради нового любимца Фортуны. К слову, она, эта куртизанка, (играет её Екатерина Гусева), очень умна и расчетлива, умеет легко подобрать нужную форму поведения для обольщения каждого, грамотно играет на чувствах своей очередной жертвы… Да и вообще – каждый из персонажей пьесы заметен, даже появляясь эпизодически, демонстрирует свой характер и неповторимость.

Основной конфликт в спектакле разворачивается между Дионом (Тараторкин) и императором (Сухоруков). Фрагменты активных действий на сцене сменяются диалогами: о роли и пределах власти императора, о роли и пределах допустимого в творчестве поэтов, о том, кто важнее в свите – неверный подхалим или принципиальный обличитель… Нечасто, но пару раз актёры обращались непосредственно к залу, когда произносили монологи, особо актуальные для дня сегодняшнего. О роли творчества в жизни государства, например, о взаимоотношении правителя и народа, о том, что в государстве есть силы, которым выгодно спровоцировать войну…

Показательно вот что. Честный, принципиальный и весь из себя такой положительный Дион неприятен всем. А приспособленец и подхалим Сервилий как раз всем нужен. При этом все понимают, что Дион никогда не предаст, а Сервилий – изменит, едва почувствует выгоду.

Ближе к концу пьесы Диону пытаются внушить, чтобы он угомонился со своими обличениями, чтобы вообще спасался, так как сама жизнь его в опасности, как раз по причине неуживчивого его характера… И изгнание правдолюбца видится уже благом для него – не плаха ведь.

Правда, за ним следует ученик – Ювенал. И в этом вроде как пафосность финала…

Но я сидел и думал. Ну хорошо, когда смотришь на происходящее из зала, да на сцене нам показывают Древний Рим – тут всё понятно. Этот хороший, этот подхалим, император самодур, та шлюха, эта дура…  Всё просто.

Но просто ли?.. Мне, например, очень понравился Клодий, хотя его роль не столь уж велика. На мой взгляд, это самый разумный, даже по-своему мудрый человек из всех, кого нам представили на сцене. Он всё видит, всё понимает… Он не лезет на рожон, когда понимает, что плетью обуха не перешибёшь, но предупреждает того же Диона об опасности, он прекрасно понимает сущность куртизанки Лоллии, и легко подыгрывает ей, изображая безнадёжно влюблённого… И вот, наверное, именно с такими людьми, которые всё понимают, но руководствуются принятыми правилами,  реально приятнее всего в жизни иметь дело.

Люди Середины, – называет их Сергей Лукьяненко в романе «Спектр».

http://starodymov.ru/?p=8568

Ну, и коль мы упомянули Лоллию… Она ведь и не скрывает, что коллекционирует успешных мужчин. Хоть на разочек, но обязательно стремится заполучить такого на своё ложе. Как легко она добивается своего, как тают в облаке её обаяния жертвы, как потом не могут вырваться из её пут – показано, быть может, немножечко прямолинейно, однако ведь спектакль не о ней, так что вполне и вполне привлекательно выписана эта второстепенная сюжетная линия. И тот же Клодий, который не прочь также погреться у этого костерка, с усмешкой наблюдает за успехами своей подруги в сексуальной охоте на баловней судьбы.

Но вернёмся к основной сюжетной линии.

Что, друзья мои, нам бы хотелось иметь в своём окружении Диона?.. Ладно, не нам – любому правителю! Одно дело, если такой жёлчный советник станет высказываться наедине – но ведь он норовит в своих сатирах ужалить всех подряд, в первую очередь царедворцев, и, соответственно, опосредованно и самого правителя! Сам по себе скептик при дворе необходим – но тот, который соблюдает по крайней правила игры, который не кусает своих товарищей по близости к Телу №1.

Конечно, нам неприятно видеть низкопоклонного подхалима и славопевца в непосредственном окружении начальника, даже в самом небольшом коллективе. Нам!.. А самому начальнику?

Оно, разумеется, скажете вы, дорогие друзья, умный начальник сразу раскусит, поймёт и с негодованием отстранит, предпочитая честного и принципиального… Смешно?.. Конечно! Между медоточивым Сервилием и склочным Дионом 99 правителей из 100 предпочтёт понятно кого. А этот сотый хоть и смирится со вторым, однако для ублажения своего слуха и для общения со СМИ оставит всё же и первого.

Должен признаться, я высоко ценю талант актёра Виктора Сухорукова. Однако, на мой взгляд, в данном случае он свою роль чуточку не дотянул. Он играл в привычной манере некоторой дурковатости персонажа. А ведь император Домициан глубже, чем его сыграл актёр, мудрее. Да, он предпочитает, когда его хвалят, да, он предпочитает не слышать неприятные советы. Да, он жесток – вполне в духе времени.

Однако ж вот послушать его монологи, его реплики в диалогах с Дионом. Ведь он не рычит: молчи, мол, свой рот! Он не только выслушивает собеседника, но и понимает его. Когда все вокруг требуют «Распни его!», Домициан ограничивается тем, что высмеивает обличителя, обращает пафос его речей в фарс… Нет, мудр, а не дурковат император!

Нет-нет, ни в коем случае я не критикую спектакль, признаю авторскую трактовку… Просто мне кажется, что вот эти моменты, когда спорят две идеологии, можно и должно было бы поставить глубже.

Скажете: «Иди – и поставь!». Не буду, потому что не уверен, что и моя трактовка не вызовет неприятие другого зрителя. Но мнение высказать – имею право!

Итак, спектакль мне понравился.

Там были ещё сюжетные линии, но не буду обо всех. Только обозначу. О благодарности речь шла, и неблагодарности, соответственно. О шопинге – две тысячи лет назад это блаженство для женщин и проклятие мужчин также имело место, судя по пьесе.  О сплетнях. О роли случайности в истории (внезапный ледоход на далёком Рейне спас Рим от нашествия варваров). О роли творческих людей в культуре государства и народа. О сладком наркотике власти. О тщеславии. И снова о благодарности и забывчивости о совершённом благе…

И постепенно вырисовывалась истина: вот так и погибла Римская империя. Изгонялись неудобные правдолюбцы, наверх восходили (именно восходили – сначала написал «карабкались», но понял, что это неправильное слово) лизоблюды и подхалимы. Императоры слышали только то, что хотели слышать, и в конце концов начинали считать себя непогрешимыми. Умные люди предпочитали «не высовываться». Куртизанки блаженствовали, глупые женщины толклись при дворе, а любящие и заботливые разделяли изгнание мужей. Честные служаки оставались незамеченными…

Оглянись-ка, друг мой: а разве на протяжении последних десятилетий мы не то же видим вокруг?.. А не оттого же ли распалась Российская империя в 17-м?..

Удивление Николая II «вокруг измена» – не из этих ли источников проистекает?..

В общем, посмотрел спектакль «Римская комедия» с удовольствием. Чего и вам желаю!