Круиз. Часть 4. Ярославль. 26 июля 2015 года

Круиз Нижний Новгород – Санкт-Петербург – Нижний Новгород.

25 июля – 7 августа 2015 года.

Теплоход «Александр Пушкин», турфирма «ВодоходЪ».

Город Ярославль мне очень нравится. Красивый, какой-то очень светлый…

А в этот раз нам ещё очень повезло с экскурсоводом. Валерий Томашов – историк и философ, прекрасно знает родной город и умеет об этом рассказывать.

На протяжении всех круизных поездок я в памяти (и на сайте) отмечаю наиболее понравившихся мне экскурсоводов. Так вот, Валерий Васильевич вошёл в это число.

Мне ранее уже довелось побывать в Ярославле. Однако в тот раз это произошло проездом, и его затмили новые впечатления того дня – мы направлялись в Ростов Великий.

Это ульи, между прочим!

Пересказывать всё, что я видел и слышал в Ярославле, не буду. Во-первых, это невозможно – слишком много красивого и интересного. А во-вторых, каждый может посетить этот замечательный город и увидеть всё, о чём пойдёт речь.

Потому – предельно коротко некоторые личные впечатления.

Вполне понятно, что экскурсовод много рассказывал о Смутном времени, о Дмитрии Пожарском… И столь же понятно, что услышанное я по мере возможности использую при работе над своей книгой о братьях Кривоустовых.

Побывали мы в Музее иконописи. Вот уж поистине интереснейшая и необозримая тема. Вполне понятно, что я этим вопросом уже не буду заниматься досконально, но каждый раз с огромным удовольствием слушаю рассказы специалистов. А наш экскурсовод в этом деле – дока!

http://starodymov.ru/?p=16553

Сама же техника иконописи в немалой степени зависела от того, какие минеральные красители имелись в данной местности. Казалось бы, это очевидно, а вот как-то не задумывался я об этом!

Лик Христа на Страшном суде – где-то суровый, а где-то милосердный. Очевидно, сказывалась точка зрения самого иконописца, или заказчика, которые исходили из своего видения, чего не хватает окружающим?

И снова об иконах. Оказывается, подписывать иконы начинают только в конце XVII столетия. До этого считалось, что богомаз недостоин  ставить своё имя на доске со святым изображением.

В Ярославле очень много храмов в своё время построили купцы. Этакое соревнование у них шло: кто красивее храм возведёт. Что ж, доброе дело!

Храм святого Илии, который стоит в самом центре города, также строили купцы – очень богатые, но не имевшие детей, и молившие о наследнике. Не вымолили…

А красивейший парк в центре Ярославля – бывший плац.

Сейчас далеко не каждый знает, что в стародавние времена во многих городах имелись гарнизонные плацы. И ходить по ним запрещалось – только военным и только строем. Помните в фильме «Женитьба Бальзаминова» в финале Вицын танцует на таком плацу, обнесённом ограждением?.. Вот примерно такой же располагался на месте нынешнего прекрасного парка!

Опять же, по рассказу экскурсовода Валерия Томашова.

Следует различать храм о несколько куполов и когда под одной крышей расположено несколько храмов, каждый из которых имеет свой купол. И фреска и настенная икона – не одно и то же!

Затронул Валерий Васильевич ещё одну интересную мне тему. Он рассказал, что царь Алексей Михайлович одалживал у некого ярославского купца деньги. И высказал сомнение, вернул ли государь долг?..

Работая над своим романом, я встречался в документах с подобными фактами – когда цари брали в долг у монастырей и частных лиц. Все – не все, об этом не сужу, но как правило, государи такие долги возвращали. И едва ли не единственная купеческая семья, которая всегда давала в долг, но никогда не принимала возврат – это Строгановы. Фишка у них была такая – за это им снова и снова подтверждали льготы. Как было потом, не знаю, но до Петра Строгановы действовали именно так.

Памятник копейке

Вот только некоторые впечатления о Ярославле.

Красивый город. Светлый.