ЧЕМУ УЧИШЬ НАС, УЧИТЕЛЬ?..
Фильм «Ленинград-46». Сейчас почему-то все бросились снимать фильмы о жутком советском прошлом. Хотя люди, которые жили в те времена, рассказывают вещи совсем другие… Но тут очевиден социальный заказ: нужно показать пиплу, особенно молодёжи, что нынешняя жизнь ох как хороша на фоне кошмара, в котором жили отцы и деды.
Но о «Ленинграде». Фильм, на мой взгляд, выделяется в лучшую сторону. Прежде всего, прекрасный подбор актёров и замечательная игра. Но главное достоинство его заключается всё же в другом.
«Учитель» (Гармаш) спрашивает у «Лавра» (Лыков): почему, мол, ты меня спас? Тот не сразу, но рассказывает. Некогда брат Лавра учился в институте, где Учитель преподавал, и считал, что Учитель – цельный и честный человек, который ни при каких обстоятельствах не сломается, каким бы испытаниям ни подвергла его судьба. И вот Лавр решил проверить, так ли это.
Оказалось, что не так. Фильм как раз и показывает, как этот казавшийся несгибаемым человек под тяжестью свалившихся на него обстоятельств не только сломался, но и стал авторитетным в уголовном мире преступником и убийцей.
То есть человек, во всяком случае, большинство из нас, под влиянием текущих обстоятельств может стать… Да кем угодно – в какую среду попадёт. Мысль, понятно, не нова, но в данном фильме показана наглядно и убедительно. Не приди на солдата «похоронка», не выйди его жена замуж, не отобрали бы у него комнату – вернулся он с войны, пошёл бы в родной институт, и работал бы, читал лекции, и новые поколения студентов верили бы в его кристальную цельность и несгибаемость.
Вспоминаю такой случай. Разговаривал я с одним офицером. Это было ещё во времена моей офицерской юности, в Туркмении. Приятель рассказывал, что его родной брат по каким-то обстоятельствам оказался в «зоне». Ну, этот мой приятель поехал его проведать. Сидят они в комнате свиданий, разговаривают. Зэк пеняет брату, что тот не привёз ему чаю на чифирь, наставляет, как в следующий раз пронести через охрану ему тот же чай или что покрепче, рассказывает о взаимоотношениях внутри тюремной иерархии…
И вот приятель говорит мне: мол, смотрю я на брата и понимаю, что он остаётся мне братом только по родителям, но не по духу и мировоззрению. Оказавшись за решёткой по молодой глупости, он переродился там, у него поменялась шкала ценностей, изменилось мировосприятие, какие-то векторы сознания. Среда определяет сознание.
Конечно, специалисты могут сколько угодно привести примеров, когда человек устаивал под шквалом невзгод и т.д. Но вот тот случай, о котором я рассказал, тоже, конечно же, не единичен.
И фильм «Ленинград-46» как раз о том, в какого безжалостного зверя может превратиться человек под влиянием обстоятельств.
Нашим современным фильмам в поведении героев часто не хватает как раз психологической составляющей. В данном сериале, на мой взгляд, с этим вопросом всё в порядке. Что касается сюжетной линии Учителя, во всяком случае.
Ну а в остальном… Сними с «ментов» костюмы тех времён, переодень в какие другие – и увидишь всё то же, что кочует по всем остальным сериалам. Обязательно один из опергруппы истерит и конфликтует с товарищами, обязательно кто-то пьёт, непременно они постоянно нарушают закон… Но это уже другой разговор.
Данная реплика только о психологическом аспекте образа Учителя.
Надо отметить, что Гармаш вообще, на мой взгляд, хороший актёр. Хочу напомнить, что я уже писал о нём в своём отклике на фильм «Любовник».
К записи "Фильм “Ленинград-46″. Психология образа Учителя" пока нет комментариев