ПЕРМЬ ВЕЛИКАЯ

(Из истории края)

…Города Пермь тогда ещё не существовало. Посёлочек какой-то на месте этого современного миллионника имелся, только таких поселений в округе найти можно немало. И ещё храм уже стоял на месте древнего языческого капища, где некогда росла священная берёза местных народов, веком ранее срубленная епископом Пермским впоследствии канонизированным Ионой. А столицей края, именуемого Великой Пермью, считался городок Чердынь, расположенный выше по течению Камы. Там и посадник царёв сидел.

А основал городок ещё в середине XV века князь Ермолай Верейский. Казалось бы: где Верея – и где Пермь! Ан вон ведь как всё сложилось!..

Формирование единого централизованного государства – процесс всегда непростой. Монарх, правитель, который собирает, подчиняет окрестные земли, обязан хорошо ориентироваться в обстановке, всякий раз действуя сообразно ситуации. Не умеешь этого делать – и изгонят тебя с исторической арены, уйдёшь в небытие, будут тебе в лучшем случае потомки сочувствовать, а то и проклинать или в посмешище обратишься, как оказавшийся не на своём месте, да не в то время.

Великий князь московский Василий II, оставшийся в истории как Тёмный, потому что ослепили его соперники в борьбе за престол, умел опираться на силу, и в то же время в политике проявил гибкость, а потому показал себя мудрым правителем. То есть был слеп, да прозорлив, глаз лишился, да умения видеть не утратил!.. Если имелась возможность какой-то спор решить мирным путём, пользовался ею непременно. В результате, как правило, оставался в выигрыше!

Княжество Верейское располагалось совсем близко от Москвы – ста вёрст от Кремля не насчитаешь. А не так давно отошедшая к Москве Великая Пермь – совсем далеко. То есть, под боком притаился нарыв сепаратизма, зато в неведомой дали имелись земли вроде как богатые, да только пока те богатства освоишь, сколько средств потребуется вложить!..

Вот и предложил великий князь Василий Васильевич обмен: чтобы Ермолай уступил ему Верею, а сам отправился в предгорья Югорского хребта, в далёкий городок Усть-Вымь, основанный самим Стефаном Пермским. Вряд ли обрадовался удельный князь такой перспективе, да только куда ж деваться: и не рада б курочка на пир, да за крылышко потащат! И в 1451 году пришлось княжей семье, и с оставшимися верными подданными перебираться на север, в Предуралье.

Оглядевшись на новом месте, Ермолай и основал на притоке Камы речке Колве город Чердынь. Здесь и обосновался его сын Михаил.

Что и говорить: жительство на новом месте здорово отличалось от подмосковного. И климат не тот, и природа, и формы хозяйствования, соответственно, и местные жители не особо жаловали пришлых, всё старались врасплох напасть, русских людей побить, да новостроенные остроги пожечь. Трудно приходилось, особенно попервости. Однако, как говорится, захочешь есть, научишься и лапти плесть! Постепенно княжество укреплялось, начало богатеть…

Недолгую однако отвела история жизнь Пермскому княжеству. В 1472 году московская рать, отправленная великим князем Московским Иваном III, пришла приводить его к покорности. Действовали вполне в духе времени: кто пытался сопротивляться, тех принуждали мечом, кто склонял голову, миловали… Михаил Чердынский, убедившись, что отстоять независимость не удастся, признал себя вассалом Москвы. За это остался княжить…

Давно подмечено, что в этом мире нет ничего однозначно доброго и беспросветно поганого. Зато за тыл свой теперь покорившийся пришлой силе Михаил Ермолаевич мог оставаться спокойным, все ратные силы приходилось сосредоточить против вогулов. В одной из схваток с ними он и погиб как витязь!

Таким образом, в 1505 году удельное княжество Пермь Великая перестало существовать.

А вскоре здесь появились Строгановы. Начали сколачивать начальный капиталец… История освоения края совершила новый поворот.

И вот уже немного ниже по течению Камы рождается городок, который они нарекли Орёл. Это – столица державы Строгановых. Здесь действуют только их порядки, здесь свои законы экономики, свои армия и полиция, даже деньги свои – а точнее, не деньги, а внутренняя система взаимных расчётов!

Вот и подошли мы к описываемому периоду – к Великой Русской Смуте начала XVII столетия.