ВПЕЧАТЛЕНИЯ О НАШЕЙ АВИАЦИИ

Театр начинается с вешалки. Авиация начинается с аэропорта. Это афоризм такой.

Нынче услугами авиации я пользуюсь нечасто. И всякий раз, когда попадаю в аэропорт,  удивляюсь, насколько всё изменилось относительно тех давних времён, когда летать мне приходилось куда чаще. Комфорта стало несравненно больше. Процесс регистрации на рейс упростился. Личный досмотр ужесточился…

Московские поезда-аэроэкспрессы – это вообще замечательно!

В общем, многое изменилось, и многое к лучшему.

А теперь – просто несколько разрозненных впечатлений от перелёта в Красноярск.

Приезжать в аэропорт, не имея на руках билета – из реалий нынешнего дня, к которым трудно привыкнуть.

Наш рейс задержался часа на полтора. Самолёт уже стоял, видимый за окном, пристыкованный к посадочному переходу. Мы стояли в очереди… А посадку всё не объявляли и переносили время её начала.

Самолётов я не боюсь. Но вот мысли-то всякие лезут в голову! Если в поданный к трапу самолёт не пускают, значит, что-то у него не в порядке?..

И вот объявили посадку. И люди с облегчением рассаживаются, и плевать всем на то, что (см. предыдущий абзац). Что это: непогрешимая вера в авиацию?.. Нет, наверное всё же фатализм и неискоренимое наше «авось»!

Феномен для меня непостижимый. На один наш самолёт садились пассажиры трёх рейсов! Это – из изобретений сегодняшнего дня. Зачем одному рейсу присваивать разные номера – умом не понять!

Перед взлётом в динамике раздаётся совсем молодой мужской голос, который произносит традиционное приветствие командира воздушного судна Помню, в старое время обязательно звучало: мол, командир корабля пилот первого класса такой-то… А сейчас, когда мы летели в Красноярск, командир назвал только своё имя (Артём, кажется), а обратно – так и имени не назвал. А почему так?..

Самолт только начал выруливать на взлёт, со своего места поднялся дядька средних лет и начал рваться в туалет. Ему объясняли, что, мол, потерпи 5 минут, и впустим, а сейчас не положено!.. Но он скандалил, рвался, потом присел на свободное место на несколько секунд, на те мгновения, что самолёт разгонялся и отрывался от земли… А потом опять пошёл на штурм туалета. В конце концов, его впустили, и его до конца рейса не было слышно и видно… Странные люди, право слово.

Пролетали над Казанью. Забавно узнавать с высоты в десять километров места, по которым ходил пешком. И вообще, когда видишь населённый пункт, в котором бывал раньше, испытываешь к нему какое-то родственное чувство.

Знание географии. Летим вдоль реки. Прикидываю, что за водная артерия это может быть. Река резко поворачивает на юг. Ага, значит, Волга!

Облака – удивительнейшее творение природы. Смотришь на них, и не перестаёшь удивляться – насколько разную форму может принимать обычная водная взвесь под влиянием атмосферных процессов! Видишь под собой то равнину, изрезанную оврагами, холмами и даже вроде как следами от лыж; то вдруг образуется в облаках провал, напоминающий Губкинский карьер; то вздыбится вата горными вершинами… Удивительно!

Во время полёта облака прочно закрывали землю на протяжении всего рейса. И только над Поволжьем немного просветлело внизу. Множество прудов-ставков.

Моё место оказалось в хвосте самолёта, возле туалета. Но это всё же не вагон-плацкарт.

И вспоминаю, как летели мы почти тридцать лет назад из Ташкента в Ашхабад. Мы – это группа офицеров 61-й мотострелковой дивизии. Мест в самолёте оказалось много свободных, а у нас с собой было… В общем, собрались мы в самом хвосте Ту-154, у двигателей. Но стаканчиков в те времена ещё не имелось пластмассовых на каждом углу, как нынче. Я и говорю: мол, сейчас у стюардесс возьмём. А стюардессы в те времена наглые были, скандальные и вредные. Не все, конечно, но в основной массе.

Но тут я увидел, что в числе стюардесс была моя соседка, которая проживала в Ашхабаде в одном подъезде, только этажом ниже. Я и говорю приятелям: ничего, принесёт!.. Нажимаю клавишу, идёт соседка. Я на неё смотрю сурово, ну-ка стаканчики нам!.. Она поняла игру, покорно так говорит, что быстро обернётся, и приносит ещё «боржоми» холодное… Мои приятели в шоке!.. Ну, тут я не выдержал, рассмеялся, разъяснил ситуацию… Соседка с нами тоже выпила немного, и пошла к своим… Хорошая она была, погибла потом нелепо и страшно – сама погибла, а детей своих спасла.

Вообще о перелётах – только добрые слова! Туда летели S7, обратно Аэрофлотом. Обслуживание, питание – на уровне. Обратно рейс летел минута в минуту!