НЕКОТОРЫЕ МЫСЛИ С УТРА ПОРАНЬШЕ
В четверг 17 июля я поднялся около 6 утра. В первые пару дней я поднимался в 4 часа, а тут уже обленился. Но право, под плеск волн так замечательно спится!..
Сделал кругов семь по палубе. Поздоровался с палубными матросами – здесь они благожелательные, и всегда отвечают на приветствия. Потом – зарядка на корме. Именно на корме – потому что там меньше дует. Не могу сказать, что было холодно, однако немного задувало.
Не помню уже (спасибо, склероз!) на каком теплоходе буфет по утрам открывался ранечко, потому я попивал кофеёк покупной. Я всегда встречал буфетчика, и он знал об этом, мы с ним посмеёмся… А второй всегда приходила женщина, лет за 60, она торопливо украдкой проглатывала стаканчик чего-то крепкого и уходила. Когда видишь такое у мужчины, как-то относишься с пониманием; а вот для женщины – непривычно.
Но здесь, повторюсь, буфет открывался позже. Так что я заваривал кофе сам, в чашке, купленной в Чебоксарах.
Вот и теперь я сидел на палубе, попивал кофе, любовался пейзажами и делился впечатлениями с тетрадкой, которую специально приобрёл для этой поездки.
Справа тянулся высокий пологий берег – открытый, с перелесками… Большое село на склоне. (Напомню, что в это время мы шли вниз по Каме. Но точное место указать не могу по причине, о которой уже писал: в фойе не было навигатора). Слева – низкий берег, весь заросший деревьями и камышом, плавни, короче говоря, и непонятно, это и в самом деле берег и множество протоков, или же островки… И так тянется на многие километры.
Вообще кпд электростанции напрямую зависит от перепада уровня воды на плотине. Уж насколько Нижнекамская ГЭС рентабельна, судить не берусь, это могут определить только специалисты. Но вот я вижу огромные площади равнинных лугов, которые залиты водой и выведены из сельскохозяйственного оборота. Использовались они раньше или нет – о том я сейчас речь не веду. Главное – в другом. Эти просторы пропадают не только без толку, но и во вред. Ведь тут плодятся неисчислимые полчища комаров и прочего гнуса. Наверное, в том селе, что на другом берегу реки, все живут рыбной ловлей – рыбёшке, наверное, тут раздолье. Но вот в промышленном масштабе рыбу разводить на мелководье невозможно.
По курсу видно несколько грузовых судов различного назначения. Интересно вот какое наблюдение. До сих пор мы путешествовали по северному направлению: Карелия, Ладога, Кижи… И там постоянно встречались туристские суда, мы их уже по названиям даже знали, потому что случалось, что за один рейс доводилось их видеть по несколько раз.
А вот по Каме, и вообще вниз по Волге от Нижнего Новгорода пассажирских лайнеров мы встретили всего раз-два – и обчёлся. Очень странно.
И ещё думаешь вот о чём. Вот фотографируешь, фотографируешь… Так же хочется сохранить надолго прелесть этого утра, проплывающие пейзажи, восход солнца, рябь на воде… А только никакой снимок этого не передаст! И то, что мы щёлкаем затвором, показывает только наше бессилие перед течением времени. Потому что ни единое мгновение этой вечности не повториться никогда.
Вот сейчас в фотопапке «Круиз» в компьютере более двух тысяч снимков. Есть среди них очень удачные, есть так себе, а есть и те, которые не сегодня, так завтра перекочуют в корзину на полное уничтожение. Они отражают прекрасные мгновения совсем ещё недавнего прошлого. Но прошлое потому и прошлое, что уже прошло. А мы живём в настоящем, устремлены в будущее, и вспоминаем вчерашний день, с лёгкой грустью, но уже ничего этого не повторится.
Сумбурно, наверное. Но что ж вы хотите? Мысль ведь хоть и материальна, да только живёт по своим законам, её не всегда облечёшь в слова. Слов таких не придумано, чтобы мысль и особенно впечатления в них облечь предельно точно.
И всё же…
Вот появляется новая картинка, и я расчехляю фотоаппарат, чтобы сохранить в памяти карты новый снимок. Остановись, мгновенье, ты прекрасно!..
Плывёт по Каме буксир-толкач. Вообще, пока не начал я путешествовать в круизах, не представлял, насколько удобнее в эксплуатации буксир именно толкач. А оказывается, именно он является основной тягловой лошадкой в акватории.
А тут один буксирчик толкает перед собой сразу две баржи, но не цугом, что привычно, а сцепленных рядышком. Конструкция получается несимметричная, уголком, и каково управлять такой сцепкой?.. Но наверное, чем-то ж руководствовались речники, когда формировали эту – на взгляд дилетанта – нелепость!
И вот уже буксирчик исчезает за кормой, а пейзаж береговой изменился, и всё уже вроде как и то же, а другое. Насколько всё философически тут получается закручено! Я сижу и созерцаю, а теплоход неторопливо влечёт меня в текучей воде мимо берегов… А на берегу люди живут, с которыми мы никогда не увидимся… Вот с берега (или с лодки) мне машут рукой, я отвечаю… Кто это? Что я Гекубе?.. Не знаю. Но только на реке многие люди просто приветствуют друг друга, просто желают тебе добра. Разве это не здорово?..
Как же велика Россия! Насколько же слабо она заселена! Насколько много у нас необработанных земель! И мы ввозим продукты из-за моря!..
Россия – страна абсурдов!
А вперед виден мыс. И из-за него появляется теплоход, и мысли перескакивают уже на встречное судно.
И так – до бесконечности.
Нигде так не думается о вечности, об относительности, о текучей изменчивости бытия как на теплоходе. Банальность? Конечно. Но ведь факт же!
О, с берега доносится запах дыма. Я бы сравнил этот аромат… Как бы сказать… Это запах чего-то несостоявшегося, чего-то, что мимолетно прикоснулась к моей душе посредством обонятельных рецепторов… Вон там, в тех палатках, тоже такие же люди как и ты, и они отдыхают, и вот ветерок донёс до меня клочок аромата, словно как привет от них, и это единственное, что нас на мгновение связало, а дальше у нас каждого свой путь в этом мире. Просто случайно оказались рядом в некой точке времени и бесконечности.
Жизнь – это череда встреч, расставаний, и таких вот мимолётных соприкосновений судеб.
Ну что ж, друзья, вернёмся в повседневность и мы!
К записи "Круиз 13-19 июля 2014 года. Теплоход “Михаил Фрунзе” (фирма “Водоходъ”). Часть 18. Мысли о вечном" пока нет комментариев