2015 ГОД – ГОД ДАНТЕ!

Кто персонально и на каком уровне решает, кому (чему) посвящать каждый последующий год, я не знаю. Но если бы имелась возможность подсказать этому неведомому удачную мысль, непременно воспользовался бы таковой возможностью.

Дело в том, что в будущем году исполняется 750 лет со дня рождения великого Данте Алигьери! И будет просто непростительно, если человечество проигнорирует эту дату!

Разумеется, где-то в джунглях Амазонии или в саваннах Африки обитают племена, которые этого имени не знают. Но любой человек, хоть чуточку приобщившийся к современной общечеловеческой культурной сфере, о Данте хотя бы слышал. И о вышедшей из-под его пера «Божественной комедии» тоже хотя бы слышал. А уж словосочетание «круги ада» в самых разных модификациях постоянно используют в разговорной речи практически все. А «Оставь надежду!..»?.. А «Земную жизнь пройдя до середины…»?..

Судьба Данте сама по себе очень интересна. Романтична. Неоднозначна. Преисполнена приключений… Он был широко образованным и эрудированным человеком. Он любил, однако по политическим соображениям семьи вынужден был жениться на другой женщине, он колебался в политических воззрениях, но зарекомендовал себя последовательным в вопросах веры, и в то же время хорошо был знаком с еретическими учениями… Он оказался в изгнании, и умер вдали от родины…

Нам из нашего XXI века невероятно трудно разобраться во всех хитросплетениях судьбы Данте. Потому что слишком далеко от нас отстоят во времени и пространстве политические альянсы и столкновения между ними в Италии XIII столетия. Наверное, более подготовленный автор сумел бы интересно донести до нас такую информацию; даже уверен, что таковой найдётся.

А пока – просто коротко, штрих-пунктиром, так сказать.

Дата рождения Данте неизвестна, зато история зафиксировала день его крещения – 26 мая 1265 года.

Мальчику исполнилось девять лет, когда он влюбился – как оказалось, сразу на всю жизнь. Её звали Беатриче – и это имя хорошо знакомо каждому, кто читал «Божественную комедию». К моменту написания великой книги женщина уже умерла, и Данте определяет её на роль поводыря своего героя по Чистилищу и Раю.

…Каждую книгу можно пересказать по-разному. Как-то я в разговоре с приятелем упомянул «Трудно быть богом» Стругацких. «А, где тот двумя мечами дрался!», – вспомнил приятель. Ну что ж, можно ведь и так сказать!.. Но разве книга о фехтовальном мастерстве дона Руматы?

О чём книга «Божественная комедия»? О том, как живому человеку устроили познавательную экскурсию на тот свет, провели через Ад в Чистилище и затем в Рай. И этот живой рассказывает о том, что душу ждёт на том свете – какие муки испытает она за какие грехи, и какое блаженство получит за жизнь праведную. Можно ведь и так описать произведение?..

Можно-то можно. Только этот поверхностный взгляд лишь введёт в заблуждение любознательного читателя данных заметок. Потому что книга совсем о другом.

Потусторонние образы для автора – всего лишь литературный приём.

Так о чём книга?.. О вечном! О том, какой след оставляет человек на земле. О том, как воздаётся памяти его. О дружбе книга и о предательстве дружбы, о любви и  предательстве любви, о патриотизме и предательстве своего народа, о вере и прегрешениях… О том, как тяжко приходится расплачиваться человеку за свои ошибки… О бренности бытия…

Я много чего помню из книги. Но больше всего в память души врезался образ двух непримиримых врагов, которым определено вечное (!) наказание: они вморожены в лёд лицом к лицу, глаза в глаза, настолько близко, что волосы их слиплись. Вот где мука!.. И это за то, что в краткий миг земного бытия они настолько ненавидели друг друга!

Быть может, Данте слишком увлекается живописанием ужасов. Но только следует учитывать эпоху, в которую он проживал! Католическую церковь, весь католический мир  сотрясали кризисы веры…

Да и потом… Меня лично куда в большей степени интересовали не ужастики произведения, а комментарии к описываемым событиям. Какие личности присутствуют в произведении, какие духовные терзания!.. Как много приведено фактов!..

Впрочем, разбор «Божественной комедии» уже делали и не раз куда более компетентные авторы. А мы речь ведём о Данте.

После того, как пала Римская империя, и Европа погрузилась в хаос варварства, на несколько веков лишь католические монастыри остались хранителями знаний.  О том, что представляли собой эти обители, лучше, чем Умберто Эко в «Имя розы» не расскажешь. Признаком и отличительной чертой культурного человека от «простеца» являлось знание латыни.

И именно в это время появляется на свет великая «Божественная комедия», написанная «вульгарным», то есть народным языком. То есть её могли читать не только схимники-затворники, но и обычные люди. Это стало культурным прорывом, предвестником будущего расцвета светской художественной литературы.

И ещё один факт нужно отметить, касающийся Данте. Дело в том, что он написал первое в истории автобиографическое произведение – это книга «Новая жизнь».

Перу Данте принадлежит немало произведений – как лирических, так и философских, а также политических. Например, он написал трактат «О монархии», в котором  рассуждает о том, каким надлежит быть императору…

Исследователи называют Данте Алигьери «последним великим поэтом Средневековья». С подобной оценкой можно спорить или соглашаться, но с её усечённой версией – «великий поэт» – спорить невозможно.

…Различные культурологические организации неоднократно предпринимали попытки составить список из десяти самых известных литературных произведений человечества. Как правило, все они различаются между собой – что вполне естественно.  И всё же имеются несколько шедевров, которые попадают в абсолютное большинство таких перечней. «Божественная комедия» – в их числе.

Так что посвятить будущий год 750-летию Данте Алигьери, на мой взгляд, было бы очень даже правильно.

Николай СТАРОДЫМОВ