ПРАВО НА РЕПРЕССИИ

(Отрывок из романа “Кривоустовы”)

Георгий вообще не мог понять, что происходит в царстве! Потому и злился, вымещая свою досаду на ком ни попадя – и знал, что неправ, а удержать себя оказывался не в силах. Раздражение – штука такая, его трудно в себе удержать… Человек прямолинейный и верный слову, он ещё совсем недавно не мог даже представить, как легко и просто множество его сограждан, русских дворян, православных христиан предадут своего царя, откажутся от крестного целования и хлебом-солью станут встречать не то арианского, не то ещё какого басурманского выкормыша, который заявился в пределы царства под польско-литовскими знамёнами.

Только теперь Кривоустов начал понимать, что всё происходившее у него на глазах, чему он не мог дать объяснения, имеет вполне понятную подоплёку. Он вдруг понял, что является свидетелем грандиозного заговора, в который оказались вовлечены многие высшие сановники царства. Кто-то из них действовал более активно, кто-то менее, кто-то и вовсе бездействовал, отсиживаясь по своим усадьбам, и только обозначая деятельность при дворе… Но всё боярство в той или иной степени повинно в происшедшем. Даже те из сановников, которые остались вроде как верны царственному дому. Потому что если бы они своевременно объединились против сановных татей, дали бы им отпор, да заставили бы царя беспощаднее бороться с изменой, всё случилось бы иначе.

Напористое поведение малого числа изменников при безвольном попустительстве большинства – вот и весь секрет стремительного успеха Самозванца.

Раньше, до событий последнего времени, Георгий сложно относился к царю Иоанну Грозному. Слов нет, государь – он помазанник божий, и всё содеянное им, несомненно, сделано по недоступному человеческому разуму  господнему помыслу. Всё так. Однако ж говорят, что нередко душой государя овладевали бесы, и тогда немало невинных голов срубили палаческие топоры. В том числе на плаху ложились, в пламя летели совсем уж невинные младенцы, а это вовсе смертный грех – дитё губить. Многих, многих царь Иоанн погубил напрасно, без вины, тех погубил, которые могли бы пользу Отечеству принести немалую.

Так до недавнего времени считал Георгий. Однако события последних месяцев заставили его пересмотреть эти свои воззрения.

Взять, например, род Басмановых. Пожалел царь Иван, не всех Басмановых извёл. И что теперь? Именно представитель этого рода возглавил бунт, именно он сыграл главную роль в том, что теперь Лжедмитрий движется к Москве триумфальным маршем! Вот и выходит: истребил бы грозный государь весь род под корень – и не случилось бы этого бунта!

Или всё же случился бы по любому? Не будь Басманова, нашёлся бы иной тать… Васька Голицын тот же, Татевы… Слишком много врагов оказалось вокруг семьи Годуновых!

Георгий теперь на всё смотрел иными глазами.

Получается, что вся Смута нынешняя разгорается именно потому, что царь Борис ослабил политику, которую проводил Иоанн Васильевич! Если бы боролся с крамолой с той же беспощадностью, не привёл бы царство к краю пропасти!.. Вокруг измена множилась, а Борис цацкался с боярами, потакал им, вместо того, чтобы их в бараний рог скрутить!..

Как получилось, что Самозванец три года тому под видом монаха объявился в самом Кремле, да не просто в Кремле, а в самом сердце царства, в Чудовом монастыре, и прельщал там сердца, а его никто за это в Пыточную не потянул? Кто предупредил его об опасности и позволил беспрепятственно покинуть столицу и даже выбраться из пределов государства? Как вышло, что в течение двух лет он в Польском государстве собирал силы, а Москва по этому поводу не беспокоилась?..

Ну ладно, то произошло от того, что недооценили опасность. Но дальше-то, дальше!..

Вокруг Самозванца людей собралась всего-то горстка. Да и из них самая боеспособная часть их – польские добровольцы – потом оставили его. Все вооружённые силы Московского царства оказались в распоряжении царских воевод. И как вышло, что не разгромили его? Почему не задавили?

Измена!

Когда в государстве появляются недовольные властью, это ещё не так страшно, пусть себе болтают, пока их мало. Но когда количество недовольных начинает нарастать и достигает какого-то критического предела, власть, коль хочет сохранить сложившуюся систему взаимоотношений, должна включить механизм репрессий. Или уйти добровольно, предав тем самым всех тех своих сторонников, которые ей верили. Однако царь – помазанник божий, а значит, обязан беречь державу, сохранять установленные предками порядки. Потому государь просто обязан, перед господом богом обязан, всеми доступными средствами искоренять крамолу! Но если уж пошёл властитель по пути репрессий, то он должен, во-первых, последовательно действовать согласно избранному курсу, а во-вторых, быть готовым к тому, что недруги и потомки станут тебя проклинать. Не все, но многие!

Человек, самим господом определённый в правители государства, обязан сделать всё, чтобы охранить царство своё, народ свой, вверенный в попечение, от любой крамолы изнутри и посягательств извне. Кто с этой задачей не справился, душа того обречена на муки вечные, а имя – на проклятие современников и потомков.