УДАЧИ ТЕБЕ, САИД!

Короткая история, которую я хочу рассказать, выглядит сродни рождественской сказочке. Однако в ней всё – правда.

Во всяком случае, в том виде, как я её знаю. А там… Кто доказал, что мы видим истину? И всё ли в том, что рассказано, стопроцентно совпадает с действительностью?..

Потому подкорректирую: история, в том виде, как я её знаю, сродни рождественской сказочке. А вот поди ж ты, случилась!

В 1993 году, когда я учился в Гуманитарной академии Вооружённых сил (бывш. Военно-политическая академия им. Ленина, а ныне Военный университет Министерства обороны России), денежное довольствие офицера не поспевало за инфляцией, и нам едва не официально разрешали подрабатывать на стороне. Во всяком случае, глаза на это закрывали. Я тогда сменил немало мест заработка.

Но дольше всего я проработал вахтёром в студенческом общежитии Литературного института им. Горького – общежитие располагается на ул. Шота Руставели близ станции метро «Дмитровская».

Общежитие студенческое, однако в нём проживало некоторое количество людей, уже не относившихся к этому славному сословию. Хотя до уровня общежития имени Бертольда Шварца оно, конечно, не деградировало.

Так вот, в числе других людей, формально утративших право на проживание в той «общаге», однако по-прежнему обитавших в её стенах,  обращал на себя внимание Саид, о котором и пойдёт речь.

Так что познакомился я с ним двадцать лет назад (кошмар, как время летит!).

Саид – этнический афганец. Родом он из Герата. В период процветания в нашей стране развитого социализма, он приехал в Союз учиться. А тут состоялся вывод 40-й армии из Афганистана, распад СССР… Жуткое время было – нашей стране оказалось не до своих граждан, а уж иностранцы…

Во времена, когда мы с Саидом познакомились, ему приходилось несладко. Уж как он договорился, что его не выселили из общежития, не знаю, но эта крыша над головой его спасала. Хотя в мою бытность в общежитии его комнату по меньшей мере один раз вскрывали и вещички его частично пропали. Поскольку он обитал на полузаконных (а то и ещё менее законных) основаниях, шум поднимать он не стал. С другой стороны – он занимал комнату, а ведь имелись люди, которые имели на неё и больше прав. Доброта и «войти в положение» это, конечно, по-нашему, по-русски, посочувствовать иностранцу, оказавшемуся без крыши и заработка – ну как тут устоять!.. А свои уж как-то перебьются – дома всё же!

В общем, думаю, ситуацию я обрисовал.

Но кто такой Саид?

Он литератор – поэт, писатель, переводчик. Он перевёл на фарси произведения Тараса Шевченко – причём, утверждает, что сделал это первым в истории. И по сей день, как бы тяжко ему ни приходилось, он всегда писал и переводил.

Но тогда, в 93-94-м, он жил тем, что продавал чай на рынке – в смысле, разносил в термосе и торговал вразлив.

Через какое-то время он пригласил меня посетить школу для афганских детей, которую открыли в Москве при его участии. Суть была такова. Когда наши войска покидали Афганистан, на территорию Советского Союза выехало какое-то количество партийных и военных активистов с семьями. Дальнейшие события в стране «за речкой» показали, что выехавшие уцелели, а оставшиеся на родине оказались едва не поголовно уничтоженными, вместе с семьями. К слову, среди родственников Саида тоже многих казнили, именно за то, что он учился и проживал в России.

Так вот, дети афганцев в Москве учились, понятно, в русских школах. А Саид и несколько других энтузиастов решили организовать что-то вроде дополнительной школы, чтобы молодёжь не забывала свою историческую родину, чтобы помнила язык, чтобы приобщалась к культуре своих предков. Сам Саид преподавал там язык и литературу.

К тому же он работал в редакции газеты, которую выпускала афганская диаспора в Москве на родном языке.

Вот так и протекала жизнь Саида – то чуточку приподнимала, то опять притапливала… О его личной жизни писать не буду, не уполномочен, однако поверьте на слово: и там у него не раз возникали проблемы.

Весной 2010 года я пришёл работать в аппарат Исполкома Международного сообщества писательских союзов. И на первом же мероприятии, которое проводила наша организация, увидел Саида. Оказалось, что как один из лидеров афганских писателей в изгнании, он активно сотрудничает с МСПС.

И вот я встретил его на съезда МСПС, который проходил в Доме Ростовых, что на Поварской,52, 18 апреля 2014 года. Вот тут Саид и поделился со мной своей радостью.

Его пригласили работать в Кабул, в Дом российской культуры. Одновременно ему же предложили организовать школы, типа той, что он уже однажды организовывал, только не на общественных началах, а на официальном уровне.

Будем надеяться, что с реализацией данных предложений жизнь Саида наконец войдёт в нормальную колею.

В конце концов, ему столько привелось помаяться, что остаётся пожелать покоя.